Паспорт валторны


Название: Валторна (от нем. Waldhorn — «лесной рог», итал. corno, англ. French horn, фр. cor)

Валторна

Группа: Духовые медные

Родина: Рогом пользовались уже этруски и римляне

Происхождение: произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом.

Тембр: несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте — в среднем и верхнем

Звукоизвлечение: инструмент производит звуки при помощи вибрации воздушного столба. Музыкант дует, используя для этой цели мундштук. Воздух скапливается внутри основной трубки, где приходит в колебательное движение.

Виртуозы: Бауманн Герман, Брейн Деннис,  Буяновский Виталий Михайлович,  Буяновский Михаил Николаевич,  Дамм, Петер, Дёмин  Анатолий Сергеевич

Устройство: коническая трубка согнута. Суммарная длина трубок валторны составляет около 3.5 м.

Далёким предшественником валторны был охотничий рог, о чём свидетельствует и само название: в переводе с немецкого «валторна» означает «лесной рог».

 Валторна входит  в состав симфонического, духового оркестров, в различные камерные ансамбли как сольный инструмент.

Среди своих ближайших соседей, медных  духовых инструментов, валторна выделяется особенно певучим, бархатистым и тёплым тембром, задумчиво-лирическим звучанием.

Валторна

Когда трубит валторна — рог лесной,

Далёких предков зов в крови своей я слышу…

Становится невидимою крыша,

Нет больше стен — простор передо мной.

 

Сижу в седле, в руке моей копьё —

Какая опьяняющая гонка —

Лечу вперёд, и лёгкой амазонкой

Летит воображение моё.

 

Трубит валторна… Догорает день…

Темнеют башен зубчатые стены…

Живут во мне средневековья гены,

Прости меня, мой загнанный олень…

 

Продолжишь ты свой величавый бег,

Едва вдали умолкнет зов валторны…

И я опять судьбе своей покорна,

И за окном опять двадцатый век.

 

Баллада о валторне и трубаче

Анна Юрканская

Тамбур-мажор,тамбур-мажор,

Оркестр духовой!

Всегда — мажор, всегда — мажор,

И дух в нем — боевой!

Бьет барабан, поет труба,

Фагот, гобой, кларнет…

И лишь валторна не слышна,

Ее в оркестре нет.

Ей было прежде нипочем

Петь вместе с трубачом.

Ведь трубачи — не трепачи,

Их губы горячи!

Трубач валторну прижимал

Так бережно к себе

И звуки нежные шептал

О маршевой судьбе.

Но билось сердце трубача

Порой совсем не в такт.

Он не сказал ей сгоряча,

Что в прошлом был солдат,

Что как-то в марше, на войне

Пробила пуля грудь

И навсегда осталась в ней.

Но разве в этом суть?!

Тамбур-мажор, тамбур-мажор,

Оркестр духовой!

Всегда — мажор, всегда — мажор,

И дух в нем — боевой!

Бьет барабан, поет труба,

Фагот, гобой, кларнет…

А пуля — это не беда…

Ее как будто нет!

Она от сердца на вершок

Прошла с ним столько верст!

Он эту пулю как дружок

Сквозь всю войну пронес.

А в День Победы на плацу

Пробил последний залп.

По его бледному лицу

Скатилася слеза.

Валторну выронил из рук,

Упал солдат ничком.

Он вынес столько страшных мук,

Все было нипочем!

Но в День Победы погибать

На грязной мостовой!..

И показалось, что опять

Шрапнельный слышен вой.

То пуля-дура, что жила

В груди у трубача,

До сердца все же добрела,

Кусаясь и рыча.

Валторна застонала вдруг

И к трубачу — рывком…

Но тоже испустила дух

Под чьим-то сапогом.

Так в День Победы на плацу

Погибли, плачь-не плачь,

Прижавшися лицом к лицу

Валторна и трубач.

И чей-то плащ, как скорбный взгляд,

Коснулся чуть спины.

Их унесли как двух солдат…

А день был — без войны.

 

Загадки:

Угадай с одной попытки,

Ну-ка, время не тяни!

Я похожа на улитку,

Медным трубам я сродни.

Инструмент я духовой,

И, бывает, полковой.

 

Рассказывает ВАЛТОРНА .

— Не буду скрывать своего животного происхождения. В далеком первобытном прошлом я — обыкновенный рог, может, буйвола, а может, дикого барана. Не повезло мне от рождения — телосложение хрупкое и голос, прямо скажу, противный. Но недаром рогатые славятся своим упрямством. Прежде всего — решил я — надо организм укрепить. Пойду-ка я служить в армию.
. . .И вот я на военной службе в руках древнегреческих и древнеримских воинов. Вместо хрупкой кости звонкий металл — медь, бронза. Возмужал я необыкновенно. Имя мое даже в древней легенде осталось.
Рыцарский рог назывался о л и ф а н. Он делался из слоновой кости и богато украшался резьбой. Поверженный врагами рыцарь Роланд — говорится в знаменитом рыцарском предании «Песнь о Роланде» — так неистово трубил в свой рог, что жилы на шее у него лопнули, а рог раскололся надвое.
Пришли времена рыцарей. Дружбу я с ними водил необыкновенную. Участвовал в сражениях, турнирах, псовых охотах, созывал на пир гостей. Каждый уважающий себя рыцарь имел при себе рог.
Лесной рог — по-немецки вальдхорн. От этого слова, чуть переделанного на русский лад, — название валторна. В музыкальных произведениях валторна часто и с удовольствием вспоминает свое славное охотничье прошлое.

. . .Еще несколько веков минуло — исчезли рыцари вместе с рыцарским снаряжением. Но только не я. Вид, правда, у меня изменился, стал ближе к нынешнему. А все ради голоса. Он стал ясным, чистым, звонким. В общем, охотники были чрезвычайно довольны мною. И почтальоны тоже, между прочим.

. . .А как же музыка, спросите вы? Что ж, открою вам роковую тайну. К музыке я тянулся с детства. Но природа наградила весь мой род Медных духовых ужасным недугом — чем-то вроде заикания. Представьте, мы не могли, как другие инструменты, извлекать все звуки подряд. Ученые объяснили: таков закон физики. А разве легче, если причину болезни знаешь? Для коротких призывов и восклицаний природных способностей вполне хватало. А мне петь хотелось! И придумали такое хитроумное приспособление, что смогли мы, духовые, укорачивать и удлинять свое туловище прямо во время игры.

…Наконец-то я узнал себе настоящую цену! Композиторы стали дарить мне самые красивые, самые душевные мелодии. И я не боюсь пропустить в них ни единого звука.
Я на виду в духовом оркестре, среди собратьев — Духовых инструментов. Ко мне прислушиваются в симфоническом оркестре — главном собрании всего нашего инструментального населения. Голос мой звучит гордо. Я действительно горжусь своей тысячелетней жизнью. В чем секрет неувядающей молодости — спрашивают у нас, долгожителей? Совершенствуйтесь! — отвечаю я. — Меняйте себя!

 

Валторна на живописных полотнах:

Галинская Руслана. Валторна
Белова Ася. Валторна
Натюрморт с валторной

 

ТИМОТИ МАРТИН

Паспорта других инстументов здесь.

«Паспорт валторны» файл для печати – загрузить

 


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверка *