Название:Клавеси́н (итал. clavicembalo)
Группа: клавишный струнно-щипковый музыкальный инструмент
Родина: Самые ранние упоминания инструмента типа клавесина фигурируют в «Декамероне» Джованни Боккаччо, вышедшем в 1354 году, а также в источнике 1397 года из Падуи (Италия)
Происхождение: самое раннее известное изображение — на алтаре в Миндене (1425), первое описание с иллюстрирующими рисунками делает Анри Арно де Цволле в 1436 году.
Тембр: У большинства инструментов есть так называемый лютневый регистр характерного носового тембра
Звукоизвлечение: На конец клавиши опирается толкачик (или прыгунок). В продольном вырезе толкачика крепится лангетта, в которой закреплён плектр (язычок из вороньего пера или, на многих современных инструментах, из пластмассы), чуть выше язычка — демпфер из войлока или мягкой кожи. При нажатии на клавишу толкачик выталкивается вверх, и плектр защипывает струну. Если клавишу отпустить, освобождающий механизм позволит язычку вернуться в исходное положение под струну, не задев её. Вибрация струны заглушается демпфером.
Для регистровки, то есть, изменения силы и тембра звука, используются ручные и ножные переключатели. Плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине невозможно.
Виртуозы: Андрей Волконский, Густав Леонхардт, Ванда Ландовска, Роберт Хилл
Устройство: короткие инструменты с грузным корпусом. Большинство сохранившихся клавесинов XVI века были изготовлены в Италии, где главным центром их производства была Венеция. Они имели 8` регистр (реже два регистра 8` и 4`), отличались изяществом. Их корпус изготовлялся чаще всего из кипариса. Клавесин имеет форму продолговатого треугольника. Его струны расположены горизонтально, параллельно клавишам.
Клавесин
Владимир Кузин
В одиночестве, в зале пустом,
Среди царства молчащих картин,
Меж высоких и ровных колонн
Очень старый стоял клавесин.
Безвозвратно ушедших эпох
Покрывался он пылью стократ
И казалось, последний свой вздох
Испустил он два века назад.
Чередою тянулись года
И ветшал его вид, его звук.
Он за долгую жизнь повидал
Бесконечное множество рук.
Сколько было течений и мод.
Пролетали столетья, как миг.
И казалось, он не оживёт.
И казалось, навеки затих.
Был он для равнодушных людей
Уж давно как простой экспонат.
Но однажды, случайно в музей
Незнакомый зашёл музыкант.
Словно волей божественных сил
Две родных повстречались души
И слетела столетняя пыль,
Зазвучали аккорды в тиши.
Как две птицы, две нервных руки
Всё взлетали над белой волной,
Всё неслись, словно воздух легки,
Звуки музыки вдаль над землёй.
И затих очарованный зал,
И казалось, что волей Богов,
Тот кто раньше любил и страдал,
Подал весть из ушедших веков.
И казалось, что клавишам в такт,
Здесь история канувших лет
Нам звучит, а седой музыкант
Оживил её, вынес на свет.
И толпа потрясённых людей
Всё внимала мелодии звук.
Но закончил играть чародей,
Оборвался полёт тонких рук…
Тихо к выходу, как в полусне,
Он побрёл меж молчащих картин,
Лишь остался в немой тишине
Одиноко стоять клавесин.
А под сводами, между колонн,
(долго слушал притихший народ)
Гулким эхом, похожим на стон,
Раздавался последний аккорд…
Старый Клавесин
Старый клавесин, изъеденный веками,
С пожелтевшим строем клавиш,
Тихо шелестит сонатными штрихами,
Он дождю забвения товарищ.
Он окутан тайнами былого,
Погруженный в сон воспоминаний.
Как посланец измерения иного –
В сердце слышит шепот мирозданья.
Множество задумчивых талантов
На нем пыл свой вдохновенно отыграло
Водопадами пассажей-бриллиантов,
Пока их в живых не стало.
И витают отголоски звуков
Миражами скоротечных исчезаний.
Одиночества терзает мука
И прощение последнего прощанья.
Клавесин на живописных полотнах:
Паспорта других инструментов смотреть здесь.
«Паспорт клавесина» – файл для печати– загрузить