Уголок для родителей (Е.Крылатов,Калядкі – добрыя святкі)

Еще один из вариантов уголка для родителей (одной из форм работы музыкального руководителя), который предлагается разместить на стенде зимой. Уже готовый для печати материал можно загрузить по ссылке в конце публикации.


КРЫЛАТОВ Евгений Павлович

Народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат премии мэрии МосквыЕвгений Крылатов

Родился 23 февраля 1934 года в городе Лысьва Пермской области. Отец — Крылатов Павел Евгеньевич (1908 г. рожд.).

Мать — Крылатова Зоя Николаевна (1912 г. рожд.). Супруга — Крылатова Севиль Сабитовна (1936 г. рожд.), юрист. Сын — Крылатов Павел Евгеньевич (1958 г. рожд.), киносценарист, автор сценариев к фильмам «Бабник», «Поворот ключа» и другие. Дочь — Крылатова Мария Евгеньевна (1965 г. рожд.) — музыковед по образованию, посвятила себя изучению христианства, автор сборника «Ключи от царства».

Когда Евгению Крылатову было 2 года, семья переехала из города Лысьва в Мотовилиху – рабочий пригород Перми, где его родители работали на заводе.

В семье любили и понимали музыку. Отец Евгения Крылатова еще подростком на первые же заработанные деньги купил скрипку и вскоре начал брать уроки у известного педагога. Он самостоятельно выучился игре на рояле, неплохо пел, собирал пластинки с произведениями Шопена, Бетховена и других выдающихся композиторов. Мама прекрасно пела народные песни. Для Евгения Павловича она всегда была олицетворением высокой духовности, интеллигентности.

Тяга к музыке у будущего композитора проявилась рано. Ребенком он любил слушать патефон, буквально не отходил от черной радиотарелки на стене. В 8 лет Евгений Крылатов сам попросил родителей записать его в Дом пионеров, в фортепианный кружок. Поскольку в доме не было своего инструмента, он вырезал из самоучителя схему клавиатуры и мог часами «играть» на ней. Тогда же он начал сочинять свои первые музыкальные пьески.

Окончив Мотовилихинскую музыкальную школу, Крылатов поступил в музыкальное училище. Среди педагогов, у которых учился Крылатов, особую роль сыграла И.П. Гладкова – замечательная пианистка и композитор. Она вела большую музыкально-просветительскую деятельность, организовывала циклы концертов из произведений различных композиторов, в том числе музыкальный цикл «Все сонаты Бетховена» (ее ученики играли 32 сонаты композитора при полных залах). В 14 лет у Евгения Крылатова дома появился первый инструмент – рояль-«прямострунка».

Другим человеком, сыгравшим в этот период важную роль в судьбе будущего композитора, был директор музыкального училища Н.А. Митрополов. Он направил Евгения Крылатова, который к этому времени уже был автором струнного трио и нескольких романсов, в Москву, на смотр сочинений молодых композиторов. По итогам смотра Крылатов получил рекомендацию от кафедры сочинения Московской консерватории за подписью профессора Шапорина для поступления в консерваторию.

В Московской консерватории (1953-59) Евгений Крылатов учился сразу на двух факультетах: по классу сочинения у профессора М.И. Чулаки и по классу фортепиано у В.Н. Натансона. В консерватории работали замечательные педагоги, но для Евгения Крылатова особенно важным стало общение именно с М.И. Чулаки.

Кроме высокого профессионализма М.И. Чулаки обладал тем пониманием жизни, которое было так важно приехавшему из провинции в чужой огромный город, живущему без родного крова, без всякой материальной базы начинающему композитору. Композиторский курс, на котором учился Евгений Крылатов, был очень сильным. Он учился с такими в будущем замечательными музыкантами, как Альфред Шнитке, Алемдар Караманов, Эдуард Лазарев.

Среди дипломных работ Евгения Крылатова – фортепианный концерт, Памирское каприччио, балет «Цветик-семицветик», который в 1965 году был поставлен в Большом театре и шел на его сцене в течение пяти лет. В этот период композитор активно работает в драматическом театре, его произведения начинают звучать по радио. Он пишет музыку к спектаклям из «золотого фонда» театрального репертуара: «Недоросль» и «Горе от ума» в Малом театре, «Ревизор» в Рижском театре Русской драмы, «Ромео и Джульетта» в ТЮЗе и другим.

Всего за годы творческой деятельности Евгением Крылатовым создано большое количество сочинений в разных жанрах: симфоническая, камерная, эстрадная музыка, музыка для драматического театра, радио и телевидения. Но особенно плодотворно его творчество в кинематографе. Евгений Крылатов является автором музыки более чем к 140 фильмам — документальным, художественным, телевизионным и мультипликационным.

Началом его широкой композиторской известности стали мультипликационные фильмы «Умка» (1965, режиссеры В. Попов и В. Пекарь) со знаменитой «Колыбельной медведицы» и «Дед Мороз и лето» (режиссер В. Караваев), кинофильмы «О любви» (1970, режиссер М. Богин), «Достояние республики» (1971, режиссер В. Бычкова), «Ох уж эта Настя» (1971, Ю. Победоносцев). С тех пор Евгений Крылатов на протяжении 25 лет был одним из самых востребованных композиторов отечественного кинематографа, написал музыку к художественным картинам: «И тогда я сказал — нет…» (1973, режиссер П. Арсенов), «Ищу человека» (1973, режиссер М. Богин), «Не болит голова у дятла» (1974, режиссер Д. Асанова), «Смятение чувств» (1977, режиссер П. Арсенов), «И это все о нем» (1977, режиссер И. Шатров), «С любимыми не расставайтесь» (1979, режиссер П. Арсенов), «Приключения Электроника» (1979, режиссер К. Бромберг), «Чародеи» (1982, режиссер К. Бромберг), «Гостья из будущего» (1984, режиссер П. Арсенов), «Не покидай…» (1989, режиссер Л. Нечаев), «Первый мост» (1995, режиссер Р. Пуйя), «Дети понедельника» (1997, А. Сурикова), мультипликационной трилогии «Простоквашино» (режиссер В. Попов) и многим другим. Помимо широко известных фильмов в творческом багаже Евгения Крылатова есть картины, которые особенно дороги композитору. Среди них, например, советско-болгарский художественный фильм «Русалочка», снятый в 1975 году режиссером В. Бычковым.

Из кинематографа вышли все популярные песни Евгения Крылатова. Успех «Песенки о шпаге», исполненной А. Мироновым в фильме «Достояние республики», продолжили «Лесной олень» из картины «Ох уж эта Настя!», «Ольховая сережка» («И это все о нем»), «Крылатые качели» («Приключения Электроника»), «Три белых коня» («Чародеи»), «Прекрасное далеко» («Гостья из будущего»). Лучшие произведения композитора собраны на дисках «Крылатые качели» (1994), «Люблю тебя» (1996) и других.

Телевизионный сериал «И это все о нем» – первая совместная работа Евгения Крылатова и поэта Евгения Евтушенко. Помимо Е. Евтушенко Евгений Крылатов сотрудничал со многими замечательными поэтами — Беллой Ахмадулиной, Робертом Рождественским, Леонидом Дербеневым, Игорем Шафераном, Ильей Резником и, конечно, Юрием Энтиным, с которым написано более 70 песен. Вообще произведения для детей занимают особое место в творчестве композитора. Помимо балета «Цветик-семицветик» это и музыка к спектаклям в ТЮЗе, и к радиопостановкам, и, конечно, песни. Практически нет ни одного детского хорового коллектива, ансамбля, в репертуаре которого не было бы произведений композитора. Хотя он сам и не считает свои песни чисто детскими. По его словам, «это, скорее, песни о детстве». О добре и зле. О гуманности, о любви к ближнему, о воспитании добрых чувств у людей всех возрастов.

В последнее время композитор продолжает активно работать. Им написана музыка к фильмам «Сверчок за очагом» (режиссер Л. Нечаев, слова песен Ю. Энтина), «Под Полярной звездой – I», «Под Полярной звездой – II» (режиссер М. Воронков, слова песен Е. Евтушенко), «Колхоз интертеймент» (режиссер М. Воронков), «Маленький боец», «Звезда Венера», «Платье для Золушки» (все- режиссер М. Касымова), песни «Будь со мною», «В старом замке» (слова Ю. Энтина), детская молитва «Господи, помилуй!», «Спаси и сохрани».

Е.П. Крылатов — Народный артист России (1994), лауреат Государственной премии СССР (1982), премии Ленинского комсомола (1987), премии мэрии Москвы (2003). Член Союза композиторов, Союза кинематографистов, Союза театральных деятелей России.  Живет и работает в Москве. Награжден Орденом Почета (Указ Президента РФ № 657 от 02.06.2010)

23 февраля 2004 года композитору Евгению Павловичу Крылатову исполнилось семьдесят лет. За плечами у Евгения Павловича долгая, интересная жизнь, множество хитов: «Колыбельная медведицы», «Прекрасное далеко», «Лесной олень», «Ольховая сережка», «Крылатые качели», «Три белых коня», «Вжик, вжик, уноси готовенького…» и многие другие, написанные более чем для 140 кинофильмов. Интересно узнать его мнение о происходящем сегодня в мире музыки, о его взгляде на музыкальное образование подрастающего поколения,  поговорить о творческих планах.                                                                                 

У Вас очень подходящая к Вашему образу фамилия. Откуда Ваши корни?

— Мой прадед Егор жил при церкви и пел на клиросе во время, когда еще не было фамилий. На Урале клирос произносят как «крылас». Постепенно фамилия транспонировалась, пока не превратилась в «Крылатое».

Наверное, от прадеда и передалась Вам любовь к  музыке?

— Я думаю, что это было какое-то сверхпредназначение, потому что я родился и вырос в очень простой се­мье, а не в семье музыкантов, академиков — интеллиген­ции. Тем не менее, мой отец очень часто слушал музыку и даже играл на скрипке. Он очень любил классическую музыку. А моя мама — полудеревенская, полузаводская, потому что совсем девочкой ушла на завод из сельской местности, — очень хорошо пела.

— В каком возрасте Вы написали свою первую песню?

— Смотря, что считать первой песней. Если считать первое, написанное мной произведение, то это было еще в юности. Когда я поступал в консерваторию, у меня уже было написано три романса. Если же считать первой песней ту, что стала известной, ту, которую можно считать точкой отсчета в зрелом творчестве, это, конечно, «Колыбельная медведицы» к мультфильму «Умка». И одновременно была написана «Песенка о лете» к мультфильму «Дед Мороз и ле­то». Это был 15-й год.

— В большинстве случаев не ребенок делает выбор, а родители, мечтая о великом будущем своего чада, «от­правляют» его учиться в музыкальную школу. И ребенок сквозь стекла своего окна со скрипкой в руке наблюдает, как играют во дворе его сверстники. Как Вы считаете, стоит ли заставлять детей заниматься музыкой?

— Вы знаете, я выбор сделал сам. Мне кажется, что при­нудительно отправлять детей учиться чему-либо не надо. Но, если у ребенка есть склонности, способности, пусть небольшие, то все-таки какой-то резон настаивать на том, чтобы он учился музыке, есть.

То есть все-таки готовить ребенка к профессио­нальной музыкальной карьере надо с детства?

—  Мне кажется, что сейчас этот вопрос потерял свою актуальность. Профессия музыканта стала не такой пре­стижной, тем более экономически выгодной. Наверное, в настоящее время изменилась ситуа­ция — стали возвращаться прежние ценности…

Владеть инструментом для себя — это замечательно! Раньше человек, умеющий играть на каком-либо инстру­менте, в компании всегда был центром внимания. Сей­час все заменила техника. Но ничто не заменит живое исполнение.

Какому музыкальному инструменту Вы бы посо­ветовали отдать предпочтение при поступлении ре­бенка в музыкальную школу?

— Это, конечно, зависит от наклонностей. Для одного че­ловека инструмент, который годится на все случаи жизни, это рояль, для другого — гитара. В принципе, любой инст­румент хорош. К чему лежит душа, тем и стоит заниматься.

В воспитании, развитии человека, как ни громко это звучит, музыка играет одну из самых важных, а может быть, и главных ролей. Как, по вашему мне­нию, должно происходить знакомство ребенка с этой важной составляющей нашей жизни?

«…я вырос на классической музыке»

 — Здесь у меня есть твердое убеждение в том, что в на­ше время ребенок получает колоссальное количество информации из телевизионных передач. К сожалению, вся эта информация невысокого качества. Когда малыш растет, он не знает, что есть еще и другая информация, другая музыка. В наше время чаще всего он воспитыва­ется на «попсе». Я не ортодокс и не считаю, что там все плохо — там есть и талантливые люди, талантливые ве­щи. Есть потрясающие образцы, которые я и сам люблю, но есть и какой-то «скучный промысел». Наверно, поп-музыка имеет право занимать какую-то часть общего музыкального поля. Но когда нет ничего другого и ею заполнен весь экран, музыкально-эстетическое воспита­ние ребенка может быть неполноценным. Здесь очень важно домашнее образование, кружки, ин­дивидуальные занятия и, конечно, влияние родителей на формирование музыкального, эстетического вкуса детей. Мое мнение — ребенка надо воспитывать на классической музыке. Это прекрасный, ни чем не заменимый мир.

Конкретно, отвечая на Ваш вопрос: чем раньше ввести ребенка в мир классической музыки, именно классичес­кой, тем лучше. Понимаете, несмотря на то, что я вырос в простой семье, я вырос на классической музыке. Плохо или хорошо, сам переиграл всю классику на рояле, и это осталось во мне на всю жизнь. Я проведу такую аналогию с книгами. Мир детства очень важен. Если ребенок в детстве не прикоснулся к великой поэзии, великой му­зыке, из него вырастет духовно бедный человек. Поэтому детей надо знакомить с классической музыкой, пусть с самой простой, — легкие симфонии, балетная музыка.

Как Вы считаете, с какого возраста стоит отдавать детей в музыкальную школу?

— Я думаю, что чем раньше, тем лучше. Опять же смот­ря для какой цели. Если просто для культурного образо­вания, то, наверное, слишком спешить не надо. Но, я счи­таю, что чем раньше ребенок начнет заниматься таким прекрасным видом искусства, как музыка, тем лучше. Му­зыка, можно сказать, взращивает его душу, прививает любовь к красоте.

—  Евгений Павлович, пожелайте, пожалуйста, что-нибудь нашим читателям.

—  Дорогие дети, дорогие родители! Я хочу пожелать вам счастья. Я хочу сказать родителям, что самое главное для вас — это воспитание ваших детей! Воспитывайте их с любовью, все остальное приложится.

С  Е. Крылатовым беседовала Е. Потапкина

 

Насколько необходимо ребенка обучать музыке, хотя бы основам музыкальным? Для общей интеллигентности, воспитанности человека насколько это важно?

       — Я считаю, крайне необходимо! Классическая музыка – есть панацея, ограждение личности от разрушения… Нельзя рассматривать это примитивно: дескать, если слушает Моцарта, значит не будет принимать наркотики. Безусловно, нет. Но, все-таки, классика воспитывает душу в устремлении к благородству, к красоте, к божественности. А если человек никогда не слышал классической музыки и знает только одну «попсу», да еще «попсу уголовную» — «музыку зоны», он лишен внутренней защиты от пошлости, от всего дурного.

Поэтому, считаю, чем больше детей будут заниматься музыкой, вернее, соприкоснутся с миром музыки в профессиональном смысле, тем чище мы станем в будущем. Не обязательно, что все дети потом будут музыкантами – просто классика войдет в их жизнь.

А пожелать хочу, чтобы взрослые больше внимания уделяли детям. Самое главное, что нужно детям — наша любовь и наше внимание к ним. А некоторые из нас, в том числе и я, может быть, в свое время, за нехваткой времени или лени, откупаемся от своих детей какими-то подарками. Все это замечательно, но самый лучший подарок для ребенка — наше душевное к нему отношение. Не жалейте для детей ничего, это всё вернется сторицей.       Взрослым и детям желаю счастья, процветания и всего самого-самого замечательного!                                               Виталий Гапоненко

УЧИТЕ    С    НАМИ

ПЕСНИ  Евгения  Крылатова

 

Три белых коня

Остыли реки и земля остыла,

 и лишь нахохлились дома.

Это в городе тепло и сыро,

это в городе тепло и сыро,

 а за городом зима, зима, зима.

Припев:

И уносят меня, и уносят меня

в звенящую снежную даль

три белых коня, эх, три белых коня —

декабрь и январь и февраль.

И уносят меня, и уносят меня

в звенящую снежную даль

три белых коня, эх, три белых коня —

декабрь и январь и февраль.

Зима раскрыла снежные объятья,

но до весны недолог путь.

Только елки в треугольных платьях,

только елки в треугольных платьях

мне навстречу все бегут, бегут, бегут.

Остыли реки и земля остыла,

но я мороза не боюсь.

Это в городе мне грустно было,

это в городе мне грустно было,

а за городом смеюсь, смеюсь, смеюсь.

Прекрасное далеко

 Слышу голос из прекрасного далека,

Голос утренний в серебряной росе.

Слышу голос, и манящая дорога

Кружит голову, как в детстве карусель.

   Припев:

          Прекрасное далеко

          Не будь ко мне жестоко,

          Не будь ко мне жестоко,

          Жестоко не будь.

          От чистого истока,

          В прекрасное далеко,

          В прекрасное далеко,

          Я начинаю путь.

Слышу голос из прекрасного далека,

Он зовет меня в чудесные края.

Слышу голос, голос спрашивает строго:

А сегодня что для завтра сделал я?

   Припев:

Я клянусь, что стану чище и добрее,

И в беде не брошу друга никогда.

Слышу голос, и спешу на зов скорее,

По дороге, на которой нет следа.

   Припев:

Калядкі – добрыя святкі

Коляды — праздник, которого ждали целый год. Отмечать было принято в кругу семьи, но если считать, что в деревне все свояки, то гудела вся деревня.

После долгого поста скромная еда и спиртные напитки недвусмысленно намекали на продолжительное застолье, плавно переходящее в бодрый завтрак. С этого дня начинали ходить колядующие — небольшие группы молодых людей, которые пели колядные песни, славили святой вечер, а заодно и хозяев. Последние в свою очередь старались одарить колядующих разными вкусностями так, чтобы не было стыдно ни перед соседями, ни перед Богами. Ведь обряд колядования непосредственно связан с приношением жертв языческим Верховным Божествам. Так, на Полесье до наших времен сохранился обычай относить деньги, которые дают люди в колядные дни, «на ахвяраванне» в местную церковь.

Колядующих в их нелёгком труде сопровождала «коза», но не настоящая, а переодетый в кожух озорной и весёлый юноша. Коза была главным действующим лицом (или мордой?). Верили, что присутствие этого животного во дворе отпугивает разных нечистиков, приносит плодородие, хороший урожай, радость и благополучие в доме. Советую попробовать затянуть к себе во двор колядовщиков вместе с этим милым животным, скорее это будет милый юноша, и наутро ни соседей, ни чертей, ни тараканов, никого. Жизнь хороша!

Колядование проходило весело, со смехом, плясками и полными чарками, хорошими подарками и настоящим чувством праздника. Гостинцы, что получали молодые люди за ритуальные песни и пляски, шли на общий стол. Незаметно появлялись музыканты…

Вторая кутья — был один из самых обильных праздничных ужинов — эдакий праздник живота. На столе можно увидеть много мяса — вяленого, копченого, вареного, жареного. За такое обилие пищи новогодний вечер называли щедрым, мясным, жирным, толстым или богатым. Сама же кутья заправлялась маслом и медом. Кроме игр, застолья, песен и хороводов у наших предков огромной популярностью пользовались различные гадания и ворожба.

Третья кутья празднуется 5 (по православному календарю18) января и называется «постной». В этот день звали на ужин мороз. Хозяин выходил во двор и кричал «мароз, мароз, хадзі куццю есці». Все садились за стол, и каждый старался угодить морозу, чтобы зима была нехолодной, весна тёплой, а урожай — богатым. Если погода на следующий день потеплела, то считалось, что морозу понравилось в гостях. На утро следующего дня хозяйка пекла блины, а хозяин с первым испечённым блином шёл «отписывать» Коляды — своеобразный обряд прощания. Над порогом дома, над воротами, над дверями хлевов и других помещений он рисовал мелом крестики. Вообще-то последним колядным днём в наших краях считалось 21 января, когда праздновались Проводы Коляд.

Коляды заканчивались, оставаясь в памяти ярким и красочным событием зимы. Впереди были тяжелые дни работы, борьба за жизнь, проблемы, сбор урожая, посиделки. Круговорот жизни бесконечен: и следующие Коляды ждали с нетерпеньем и сладким чувством приближения праздников. Вот и Вы ловите момент, чтобы не было бесконечно стыдно за упущенную возможность по-настоящему повеселиться и отдохнуть в такой-то праздник.

С Новым годом! И…. С Колядами!

Учите    с    нами

Учора звячора

Учора звячора

Засвяціла зора,

Засвяціла зора,

Засвяціла зора,

 

Зора засвяціла,

Зора засвяціла,

Свет узвесяліла,

Свет узвесяліла,

Свет узвесяліла,

 

Свет узвесяліўся,

Свет узвесяліўся,

Хрыстос нарадзіўся,

Хрыстос нарадзіўся,

Хрыстос нарадзіўся,

 

 

 

Пасярод сяла

Пасярод сяла

Ды стаіць вярба.

Каляда!

На таей вярбе

Ды сядзіць каза.

Каляда!

Як прыйшоў да яе

Ды сівы воўча.

Каляда!

“Ты злезь, козка,

Патанцуем трошка.”

Каляда!

“Не палезу, воўча,

Я цябе баюся”.

Каляда!

“Чаму ў цябе, воўча,

Вялікія зубы?”

“Чаму ў цябе, воўча,

Ды вялікі хвасцец?”

Каляда!

Пасярод сяла

Ды стаіць вярба.

Каляда!

Каляда!

Файл для скачивания здесь.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверка *