Группа:клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый крупногабаритный вид музыкальных инструментов.
Родина:Считается, что орган (гидравлос; также hydraulikon, hydraulis — «водный орган») изобрёл грек Ктесибий, живший в Александрии Египетской в 296—228 гг. до н. э.
Происхождение: Зародыш органа можно видеть в флейте Пана, в волынке, а также китайском ченге (или шенге).
Тембр:самый широкий в мире тембровый набор, самые большие и тяжёлые трубы и наибольшее рабочее давление в системе подачи воздуха.
Звукоизвлечение:Пульт органа («шпильтиш» от нем. Spieltisch или органная кафедра) — пульт со всеми необходимыми для органиста средствами, набор которых в каждом органе индивидуален, но общие: игровые — мануалы и педальная клавиатура (или просто «педаль») и тембровые — включатели регистров. Могут присутствовать также динамические — швеллеры, различные ножные рычаги или кнопки для включения копул и переключения комбинаций из банка памяти регистровых комбинаций и устройство для включения органа. За пультом, на скамье, органист сидит во время исполнения.
Педальная клавиатура или просто педаль — это клавиатура, имеющая набор клавиш диапазоном от 5 до 32, с собственным набором регистров преимущественно низких звуков, для игры ногами, нажимая клавиши каблуком или носком в зависимости от аппликатуры (до XIX века — только носком). Мануал (от лат. manus — рука) — это клавиатура для игры руками.
Устройство:его главный неподвижный шпильтиш оснащён семью мануалами, второй передвижной шпильтиш имеет пять мануалов, что позволяет управлять большей частью огромного инструмента. Длина самой большой трубы составляет порядка 18 метров (64`). Вследствие того, что дерево не выдерживает подобных нагрузок, трубы такой длины изготовлены из железобетона. От звучания самой громкой трубы регистра Ophicleide могут лопнуть барабанные перепонки.
Виртуозы: Иоган Себастьян Бах, Франсуа-Анри Убар, Колин Эндрюс (США), Джеймс Дэвид Кристи
Стихи:
Орган
И. Г. Смирнова
Вот мы пришли в концертный зал.
Как дом, стоит большой орган.
Смотри, готический фасад,
Больших и мелких трубок ряд!
Органу много сотен лет —
Такой старинный инструмент.
Ну как его играть заставишь?
Орган имеет много клавиш
И кнопок разных, рычажков,
Но музыкант играть готов.
А кафедра – как самолёт,
И органист – почти пилот.
Мы все расселись наконец,
И начинается концерт.
А в музыке услышат дети,
Как пели птицы на рассвете,
Раскаты грома, рокот волн,
И голос вечности, и звон!
Как будто бы оркестр играет.
Величье звуков покоряет.
Бах этот инструмент любил
И миру фуги подарил.
Звучит орган
Звучит орган торжественно и ясно.
В старинной кирхе вновь звучит мотив.
Мелодия божественна, прекрасна…
Я замираю, голову склонив.
Стремится ввысь мелодия, под своды,
Я слушаю чудесный тот напев.
Седой Маэстро дарит гимн свободы,
Струну души до глубины задев.
Что это: Моцарт, Бах? Звук так прекрасен.
Соната, Реквием, звезды полёт?
Мир музыки огромен, чист и ясен.
Какая сила у обычных нот!
Мерцают свечи… Звуки тише стали…
Волшебной птицей музыка плывёт.
И замер где-то в ясной звёздной дАли
Моей души возвышенный полёт!
Загадки:
Он церковный наш служитель.
Был для Баха вдохновитель.
Весь оркестр заменит один.
Как называется тот господин?
Инструмент тот с давних пор
Украшал собой собор.
Украшает и играет,
Весь оркестр заменяет.
Орган на живописных полотнах
Зародыш органа можно видеть в флейте Пана, а также в волынке. Считается, что орган (гидравлос; также hydraulikon, hydraulis — «водный орган») изобрёл грек Ктесибий, живший в Александрии Египетской в 296 — 228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона.
Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы — в VII и VIII веках. В VIII веке Византия славилась своими органами.
Вследствие своей выразительности, орган используется при богослужении в церкви.
Папа Виталиан в 666 году ввёл орган в католическую церковь. Во всех католических соборах и больших церквах были построены органы. Их торжественное и мощное звучание как нельзя лучше подходило к архитектуре соборов с уходящими вверх линиями, высокими сводами.
Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног. Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число трубок. Усовершенствованные органы достигли огромного числа труб и трубок. Например, орган в Париже в церкви St. Sulpice имеет 7 тысяч труб и трубок.
Каждый набор труб одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется регистром. Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых кнопок или регистров (находящихся над клавиатурой или по бокам инструмента) приводит в действие соответствующий ряд трубок. Каждая кнопка или регистр имеет своё название и соответствующую надпись, с обозначением длины самой большой трубы этого регистра. Название регистра и величину труб композитор может обозначить в нотах над тем местом, где данный регистр должен быть применён. Регистров в органах бывает от 2 до 300 (чаще всего встречается от 8 до 60).
Клавиатур (мануалов) в органе бывает от 1 до 7 (обычно 2—4). Они расположены в органах террасой, одна над другой. Кроме них, существует ещё педальная клавиатура (от 5 до 32 клавиш), преимущественно для низких звуков. Партия для рук пишется на двух нотоносцах — в ключах и как для фортепиано. Партию педалей пишут чаще отдельно на одном нотном стане. На клавиатуре педалей, называемой просто «педаль», играют обеими ногами, пользуясь попеременно каблуком и носком (до XIX века — только носком). Орган без педали называется позитив, маленький переносный орган — портатив.
Лучшие музыканты мира служили церковными органистами. Много великолепной музыки было написано для этого инструмента разными композиторами, в том числе Бахом. Разумеется, далеко не вся музыка, созданная для органа, была культовой, связанной с церковью. Сочинялись для него и так называемые «светские» произведения.
В России орган был только светским инструментом, так как в православной церкви, в отличие от католической, его никогда не ставили.
Начиная с XVIII века, композиторы включают орган в оратории. А в XIX веке он появился и в опере. Как правило, это было вызвано сценической ситуацией — если действие происходило в храме или около него. Чайковский, например, воспользовался органом в опере «Орлеанская дева» в сцене торжественной коронации Карла VII. Мы слышим орган и в одной из сцен оперы Гуно «Фауст» (сцена в соборе). А вот Римский-Корсаков в опере «Садко» поручил органу аккомпанировать песне Старчища-могуч-богатыря, который прерывает пляску Морского царя. Верди в опере «Отелло» при помощи органа имитирует шум морской бури.
Иногда орган включается и в партитуру симфонических произведений. С его участием исполняются Третья симфония Сен-Санса, Поэма экстаза и «Прометей» Скрябина. В симфонии «Манфред» Чайковского тоже звучит орган, хотя композитор и не предусмотрел этого. Он написал партию фисгармонии, которую там орган часто заменяет.
Паспорта других инстументов здесь.
«Паспорт органа» файл для печати — здесь.