Группа: струнные смычковые инструменты
Родина: Италия, конец 15-го-начало 16 века
Происхождение: лук с натянутой тетивой – многострунные смычковые виолы
Тембр: певучий, нежный, похож на трепетный человеческий голос
Звукоизвлечение: проводят смычком по струнам
Виртуозы: Н.Паганини и др.
Устройство: Корпус очень изящен: с плавными закруглениями, с тонкой «талией». К корпусу прикреплен гриф, заканчивающийся завитком. Перед завитком в желобке – отверстия, в которые вставлены колки. Они натягивают струны. Смычок состоит из трости, на которую натянут конский волос.
Это интересно!
Скрипку называют «Королевой оркестра».
Прославленного скрипача Паганини обвиняли в колдовстве, потому что в те времена, когда он жил – в первой половине 19-го века, не верилось, что обыкновенный человек сам, без помощи военной силы, может так великолепно играть на скрипке.
Скрипка
Зеленый кузнечик играет на скрипке,
Заслушались бабочки, птицы и рыбки.
Пусть первую скрипку подарят и мне,
Где звонкая тайна есть в каждой струне.
Я стану учиться, а будущим летом
с кузнечиком вместе сыграю дуэтом.
(Э.Огнецвет)
«Ночная скрипка» В древнем замке до утра Граф седой играл на скрипке, Позабыв согнать улыбку С обескровленного рта. Заблудившись в белой мгле На морозе стыли звуки, И писал слова разлуки Иней пальцем на стекле. Позабытый полонез Скрипка старая играла, А в трубе рыдал устало То ли ветер, то ли бес. Под ногами смятый плед, Как поверженное знамя. Чуть дрожит свечное пламя, Воском пачкая паркет. А старик водил смычком. И пыльцою канифольной Атакующие кони Гарцевали над столом. Здесь в былые времена С юной паночкой Потоцкой Щебетал корнет по-польски Про амурные дела. Полонез затих. В углу Под кусками штукатурки На последний тур мазурки Муха липла к пауку.
Загадка:
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив журчит издалека,
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Ее названье… (скрипка)
В симфоническом оркестре её голос самый главный,
Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно.
Голос трепетный, высокий узнаём мы без ошибки.
Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный…скрипка
Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет… (Скрипка)
Скрипка на живописных полотнах
По своему происхождению скрипка является народным инструментом. Она и до сих пор находит широкое применение в народной инструментальной музыке многих стран мира. О том же свидетельствуют и старинные научные трактаты, мемуары и другие книги XVI—XVII столетий, где скрипку как народный инструмент противопоставляют виолам, имевшим распространение преимущественно среди «привилегированных» слоев европейского общества. Французский музыкант Филибер, по прозвищу Железная Нога, писал в 1656 году: «Мы называем виолами те инструменты, за которыми дворяне, купцы и другие достойные люди проводят свое время… другой вид именуется скрипкой… встречаешь мало людей, кои ею пользуются, разве те, которые живут своим трудом… ее используют для танцев на свадьбах, маскарадах».
Скрипка была излюбленным инструментом бродячих музыкантов. С ней шли они из города в город, из одного села в другое, принимая участие в народных праздниках, играя на ярмарках, в кабачках и трактирах, на свадьбах и похоронах. Скрипка была столь долго «низовым» инструментом, что к ней установилось даже пренебрежительное отношение. Un violon часто использовалось французами как презрительный термин, прозвище никчемного человека, чудака и даже как ругательство. «Sentir le violon» («пахнет скрипкой») означало обеднеть, стать жалким. Профессор Б. А. Струве писал: «Слово «violon» теряет здесь вовсе музыкальное значение и становится синонимом отверженного обществом человека». В мемуарах профессора Оксфордского университета Антони Вуда говорится, что члены музыкальных ассамблей «расценивали скрипку как инструмент простонародного фидлера и не могли выносить присутствия ее в своей среде из опасения сделать свои ассамблеи пустыми и вульгарными».
Скрипка зародилась примерно в конце XV столетия в результате долгой, многовековой эволюции предшествовавших ей смычковых инструментов. Наиболее древним из них был фидель или виела (в германских странах употреблялось первое наименование, в романских — второе). Возможно, что и древнерусский «смык» принадлежал к инструментам фидельного типа. В наиболее «классическом» виде фидель (виела) представлял собой инструмент с гитарообразным корпусом, дощатой плоской головкой и перпендикулярно к ней расположенными колками; у него имелись два резонаторных отверстия в» виде скобок, а иногда еще четыре дополнительных отверстия по углам верхней деки. На фиделе (виеле) играли в средние века немецкие миннезингеры и французские жонглеры — менестрели, которые состояли на службе у поэтов-трубадуров, ходили по городам и феодальным замкам, исполняя песни. Виела часто упоминается в средневековых песнях, поэмах, стихах. В одной из песен знаменитого поэта и музыканта XII века Колена Мюзе поется: Я шел на лужок, Снял виелу и смычок И пропел мюзетту. Виела пользовалась популярностью во всех слоях общества — как в народе, так и в придворных кругах, в церквах и монастырях. Немецкий поэт при дворе чешского короля Вацлава II, Ульрих Эшенбах, воспел виелу в следующих прочувствованных стихах:
Из всех, что я досель слыхал, Достойна виела лишь похвал; Полезно слушать всем ее. Коль сердце ранено твое, То исцелится эта мука От нежной сладостности звука.
И если виола составила как бы «аристократическую» ветвь европейского смычкового инструментария, то скрипка возникла как его «плебейское» ответвление. О виоле писал Стефан Малларме: В трудах уснул с виолой серафим И тихо плачет в тишине цветов. Луна грустит. Смычок — изящный мим — Один виолу оживить готов. В зарождении и формировании скрипки сыграл также свою роль один из очень распространенных в средние века смычковых народных инструментов — ребек. Ребек происходил от старинного арабского инструмента ребаба, завезенного маврами в Испанию в VIII веке при завоевании ими Пиренейского полуострова. Близки ребекам так называемые «польские скрипки» — мазанки — трехструнные смычковые инструменты польских народных музыкантов.
Позже виола по всей Европе уступила свое первенствующее положение скрипке, но отнюдь не без борьбы, приобретавшей зачастую явственно ощутимую социальную окраску. Особенно социальный смысл борьбы выявился во Франции. В 1740 году, в период заката виольного искусства, один из представителей аристократической культуры Юбер Ле-Блан выпускает трактат с характерным названием: «В защиту басовой виолы от посягательств скрипки и претензий виолончели». «Монархи и князья Франции, — пишет он, — судили справедливо в пользу виолы, предоставляя ей место в своем кабинете, в своей комнате, возле своей августейшей особы, между тем как скрипку они оставляли до сих пор в вестибюле или высылали на лестницу, место кошачьих любовных сцен, где последние угощают своей очаровательной музыкой, а скрипки тут же своей». Любопытно, что во Франции скрипка сначала была допущена в «Ансамбль конюшни». Этот ансамбль существовал в конце XVI—начале XVII века и предназначался для обслуживания королевских выездов, охот, пикников. Затем при французском дворе был создан ансамбль «Двадцати четырех скрипок короля», в функции которого входила опять-таки преимущественно игра во время обедов, на балах, утром, «при вставании» короля. Скрипачи долгое время были на положении лакеев. В такой обстановке скрипка начинала свою «академическую» жизнь.
ИТАЛИЯ ИЛИ ПОЛЬША – РОДИНА СКРИПКИ? (Две версии о родине скрипки)
Как в известной песне «Спорит Вологда и спорит Кострома», музыковеды до сих пор спорят о том, где впервые стали делать скрипки. Давайте «выслушаем» обе точки зрения, тем более, что я собрал неплохую коллекцию картин итальянских и польских художников.
Мастера из Милана.
Как известно, с XVII столетия виола начинает уступать свое место скрипке — сначала в Италии и Чехии, затем в Германии и, наконец, во Франции и Англии. Дольше всего виола задержалась в двух последних из названных стран, а во Франции она дожила даже до середины XVIII века. Первое бесспорное свидетельство появление скрипки и инструментов скрипичного семейства на территории Италии в начале XVI века подтверждается картинами и фресками итальянского художника Г.Феррари (1480-1546), в различных церквях около Милана. Самая ранняя из этих картин – «La Madonna degli aranci) (Мадонна апельсиновых деревьев) в церкви св. Кристофера в г. Верчелли, где Феррари жил с 1529 по 1536 год, была написана около 1529-30 года. Она изображает детскую игру на одной из таких ранних скрипок с примитивным контуром и тремя струнами. Другая картина Феррари в Sacro Monte (Священная гора) в г. Варалло изображает ангелочка, играющего на скрипке.
Сольным инструментом скрипка является с XVII в. Первыми произведениями для скрипки считаются: «Romanesca per violino solo е basso» Марини из Брешии (1620) и «Capriccio stravagante» его современника Фарина. На скрипичное искусство оказало огромное влияние и певческое искусство, это факт, что вплоть до 19 века скрипичные мастера Франции, Польши, Чехии, Словакии, Германии, Тироли и Австрии создавали свои инструменты, подражая национальному певческому искусству. Так, скрипки французских мастеров повторяли слегка носовое произношение французских шансонье, тирольские скрипки обладали признаками тирольского народного пения, немецкие скрипки приближались по своему звучанию к мальчишескому дисканту, так как хоры мальчиков в Германии — это национальный вид искусства, и т.д. Основателем художественной игры на скрипке считается А. Корелли; затем следуют Торелли, Тартини, Пьетро Локателли (1693—1764), ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры.
Скрипки славян. Искусствоведы рассматривают вопрос об истоках скрипки и со стороны славянских стран. Многие факты указывают на раннее развитие смычковых инструментов в Польше, России и Украине. Об этом свидетельствуют и иконографический материал, и археологические раскопки. Так в Ополе и Гданьске были обнаружены струнно-смычковые инструменты, относящиеся еще к XI-XIII векам: двухструнный инструмент, похожий на пошетте (карманную скрипку), и пятиструнный, почти вдвое больший по размеру; они были сделаны из липы, дерева, используемого для изготовления посуды.
К древним польским смычковым инструментам относятся трехструнные геньсле и мазанки, корпус которой выдалбливался из целого куска дерева. Название «мазанка» (mazanka) произошло от древнего польского слова «мазаня» — что значит тянуть смычком по струнам. Древние мазанки имели грушевидный долбленный корпус небольших размеров, колковую коробку и гриф без ладов. Настраивались они по квинтам и имели строй выше современных скрипок. Впервые мазанки начали изготавливать в начале XV века, что сближает их с русскими народными инструментами скоморохов, известные нам, в частности, по фреске церкви в Мелетове и раскопкам в Новгороде. К другому типу древних славянских смычковых инструментов принадлежали трех- и четырехструнные геньсле (Польша) и «смык» (Россия). По размерам они были больше мазанки, с овальным корпусом, без ладов и также удерживались исполнителем на плече.
Паспорта других инстументов здесь. «Паспорт скрипки» файл для печати — здесь.
6 комментариев на «“Паспорт скрипки”»
Отличная презентация и шикарный подбор картин.
ОГРОМНОЕ спасибо!!! Подборка классная! Грандиозная работа!
Работы много, но, как видно, это того стоит: коллеги пользуются и благодарят)))
Потрясающая работа! Можно по-хорошему позавидовать всем, с кем Вы работаете — детям, родителям, коллективу! Творческих удач, здоровья и новых идей!
Спасибо большое! С Днем Знаний!
Спасибо, так интересно с любовью о скрипке