Название: Балалайка
Группа:струнные щипковые инструменты
Родина: Россия
Происхождение: первое письменное упоминание – в 1688 году
Тембр: легкий, забавный
Звукоизвлечение: щипками или бряцанием – ударом указательного пальца по всем струнам
Виртуозы: Рожков Михаил, Осипов Николай, Конов Владимир и др.
Устройство: деревянный треугольник или полусферический корпус и длинный гриф, на который натянуто три струны
Это интересно!
Знаменитый русский музыкант, композитор, скрипач, балалаечник и дирижер Иван Евстигнеевич Хадошкин играл на балалайке, сделанной из тыквы, проклеенной внутри порошком битого хрустала, что придавало звуку особую чистоту и серебристость.
Какой из инструментов является родственником одновременно гитары, лютни и мандолины?
Этим инструментом является балалайка. В XVIII-XIX веках она была, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали во время праздников, пели песни, про нее складывали сказки. У балалайки всего три струны, при помощи которых извлекается нехитрая музыка. Немногим более ста лет тому назад на балалайку обратили внимание любители музыки, захотели дать простому, «мужицкому» инструменту новую жизнь: привести ее в концертные залы. Прежде всего балалайку усовершенствовали и в 1887 году создали в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайках», который потом был преобразован в Великорусский оркестр.
Сейчас русская балалайка известна во всем мире. Многие композиторы, создают для нее свои произведения.
Балалайка
В семье живу я музыкальной,
И очень музыку люблю!
Купил мне папа Балалайку.
На ней играю и пою.
А когда пошла я в садик,
Встретила я там Антошку.
Хотя и был меня он младше,
Но играл он на гармошке.
А когда пойдём мы в школу,
Там мы встретимся опять.
Он сыграет на гармошке,
Ну а я начну плясать…
Куда дела балалайку?-
Слышу я от вас вопрос…
Просто с нею я когда- то
Пролила немало слёз.
Но Балалайку я не брошу,
На ваш вопрос я дам ответ:
Найдём ещё мы музыкантов,
И с ними создадим Квартет (Раиса Пацук)
Загадки:
А всего-то три струны
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит,
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша…
В лесу тук-тук, в избе ляп-ляп,
в руках дзинь-дзинь, на полу топ-топ.
Деревянная сестрёнка
Петь умеет звонко-звонко!
А ну-ка, угадай-ка,
Кто это? — …
Треугольная доска,
А на ней — три волоска.
Волосок — тонкий,
Голосок — звонкий.
Трёхголосая Аринка
Веселит всю вечеринку.
Рассказ БАЛАЛАЙКИ.
— Здравствуй, соседушка! Зашла к тебе о том, о сем поболтать.
— Ваше имя, уважаемая? — спросил я.
— Загадку отгадаете — имя узнаете.
В лесу выросла,
Из лесу вынесена.
На руках плачет.
На полу скачет.
— Балаболка ты, соседка, — проворчал басами Баян. — Все бы тебе балагурить.
Недаром тебя зовут…БАЛАЛАЙКА.
А она в ответ по своим трем струнам ударила—лихо, с приплясом.
Улыбнулся я, но о деле помню: — Где и когда вы родились?
— Хотите байку расскажу? Жила красна девица на виду у честного народа. Болтунья, пустозвонка — говорили одни. Людям от нее радость да потеха — говорили другие. Давно ли то было, недавно ли, а еще при царе Петре Великом о ней слух ходил. Стала красна девица жить-поживать припеваючи да пританцовываючи. Дружбу водила с людьми веселыми — в хороводах, на гуляньях. И все бы так шло, да появилась у нее соперница счастливая, заморская — гитара семиструнная. Забывать стали люди потихоньку хохотунью нашу. Все больше по душе им приходтлась нежная, задумчивая ГИТАРА…
…Была бы сказка грустная, кабы конец хороший не вышел. Давно ли, недавно ли, а сто с лишним лет минуло, объявился добрый молодец — Андреев Василий Васильевич. Приметил нашу девицу и полюбил любовью великой. Пришел к мастеру — умельцу столичному. Сшей, говорит, платье новое, нарядное, но по старому образцу — треугольному. И голос укрепи. И стала наша девица с тех пор на весь мир знаменитой. Звенит ее голос по белу свету, русскую песню славит.
— Замечательный рассказ, уважаемая БАЛАЛАЙКА. Вы достойная представительница семьи струнных щипклвых инструментов. Где вас можно увидеть и услышать.
— Служба моя главная в оркестре или ансамбле русских народных инструментов вместе с другом любезным — БАЯНОМ.
Балалайка на живописных полотнах:
Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить (восходят к общеславянскому bolbol того же значения). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.
История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно.
Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода – 1688 год. Хотя впервые слово засвидетельствовано в украинском языке начала XVIII века (в документах 1717—1732 годов) в форме «балабайка» (очевидно, это его старшая форма, сохранившаяся также в курском и карачевском диалектах). На русском языке впервые в поэме В. И. Майкова «Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку».
Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо — инструменте они играют.
Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер, и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.
Но некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена.
Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа, он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу, выдавалась балалайка, и, уходя из армии, военные забирали инструмент с собой.
Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов.
Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого в 1880-х годах он собрал мастеров Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского.
Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (например, Трояновский). В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.
Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.
В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.
Балалаечка гудит,
Жалко милого будить…
Балалаечка — гудок
Разорила весь домок…
Как на эту балалаечку
Я навешаю цветов,
Чтобы эта балалаечка
Мне играла про любовь.
(частушка)
Балалайка моя,
Утешай-ка меня,
Балалаечка!
У меня ли была,
И жила, и цвела
Дочка Раечка.
Пожила, умерла,
И могила взяла
Дочку Раечку, —
Ну и как мне не пить,
Ну и как не любить
Балалаечку!
Что взгляну на мою
Балалаечку,
То и вспомню мою
Дочку Раечку.
Федор Сологуб
29 апреля 1902
Чаепитие
Балалайка, струны медны,
Чтой-то запылилася,
Выпить что ли для беседы,
Ох, как накопилося.
Заиграла балалайка,
«Трынди-брынь» затренькала,
Ну, давай-ка наливай-ка
Чаю с карамелькою!
Что-то как-то надоело
Мне с тобой чаёвничать,
Балалайка запотела,
Водку пить мне что ль начать?
Балалайку я украсил
Звёздочками, блёстками,
Привязался дядя Вася,
Мол, сыграй Чайковского.
Павел Малов
Балалайка
Балалайка, балалайка, балалайка…
Про цыганочку, родная, мне сыграй-ка…
Что ночами теребит мне мою душу…
Разжигая за окном Зимнюю стужу…
Бала, бала, бала, балалайка…
Про судьбу мою родная ты сыграй-ка…
Чтобы кровь бурлила, как вода кипела…
И душа от счастья как шальная пела…
Излечи меня, прошу тебя, родная…
Ведь душа болит, душа моя Земная…
По былой любви, она родная тужит…
И метель в душе, всё кружит, кружит..
Балалайка разогрей-ка мою душу…
Изгони с души печаль мою и стужу…
Подари родной душе моей свободу…
Хоть тебе и впрок, а мне как раз в угоду…
Ту угоду не сочти за труд, родная…
Отработаю ту милость дорогая…
Я верну тебе с лихвой твою услугу…
Полюблю тебя, родная, как подругу!
Владислав Амелин
Балалайка
В черном небе месяц дрожал
Было все девчонке интересно.
Ты меня домой провожал
С репетиций школьного оркестра.
Этот вечер близок и далек,
Но со мной всегда и повсеместно
И девочка та, и тот паренек
Из школьного оркестра.
Балалайку в руки возьму,
«Светит месяц» тихо заиграю
И тебе, тебе одному
О своей любви пробалалаю.
Загорелся в небе огонек,
И звезда далекая воскресла,
И девочка та, и тот паренек
Из школьного оркестра.
Балалайка, вот и опять
Своему я сердцу не хозяйка.
Нам бы лучше не вспоминать!
Ой, до чего ж мы дуры, балалайка!
Три струны ударю поперек
И придут, откуда неизвестно,
И девочка та, и тот паренек
Из школьного оркестра.
Игорь Николаев
«Паспорт балалайки» файл для печати — загрузить.
Паспорта других музыкальных инструментов здесь.
4 комментария на «“Паспорт балалайки”»
Семен — красавец!
Согласна
i am a brasilian man 71 y o i do like to know if someone know about a f dolgo and hao to get an method for playing balalaika and how to buy stings for balalaika prima if youu send to me i will pay you my adress is mauro olima r major sertorio 212 10 centro sao paulo brasil cep 01220 200 thank you very much cpacibo
Unlike women with invasive breast cancer, women with DCIS do not usually undergo chemotherapy and they usually do not need to have their lymph nodes tested or removed priligy generika dapoxetine 60mg When feelings of sadness or hopelessness last for weeks and begin to interfere with your daily life, it may be a sign of depression