Паспорт гобоя


Название: Гобой (от фр. hautbois, буквально «высокое дерево», англ. , нем. и итал. oboe)Гобой

Группа: Духовые деревянные

Родина: В Древнем Египте существовал инструмент подобного устройства под названием «мизмар», а в Древней Греции был широко распространён авлос.

Происхождение: Шалмей (гобой эпохи Ренессанса) изготавливался из одного куска дерева и имел достаточно большую длину. От этого инструмента произошли кроммхорны, итальянские чиарамеллы и пиффери, испанские дульсаины и грайли, французские бомбарды и «гобои Пуату», а также многие другие инструменты. Шалмеи существовали в нескольких разновидностях (от высокой до басовой) и часто объединялись в ансамбли (в то время называвшиеся «консортами»). С середины XVII века крупнейшие французские музыкальные мастера и музыканты при королевском дворе — Оттетер и Филидор — взялись за совершенствование инструмента.

Тембр: певучий, однако несколько гнусавый, а в верхнем регистре — резкий

Звукоизвлечение: Звук образуется благодаря колебаниям воздушного столба внутри трубки, возбуждаемым при вдувании воздуха быстрой вибрацией двух тростниковых пластинок, составляющих двойной язычок. Нижний звук извлекается, когда колеблется воздушный столб максимально возможной длины, т.е. воздух, заполняющий трубку по всей длине. Длина столба регулируется рядом просверленных в трубке боковых отверстий, которые исполнитель открывает и закрывает непосредственно пальцами или с помощью системы клапанов. Когда эти клапаны один за другим открываются, столб воздуха укорачивается и звук повышается.

Виртуозы: Алексей Уткин,  Барт Шниманн, Рэй Стилл

Устройство: коническая деревянная трубка длиной 60 см с узким каналом и двойным язычком, который вставляется в более узкий конец инструмента. Он состоит из трех частей и обычно изготавливается из африканского черного дерева, хотя используются и другие породы дерева и даже пластмасса.

 

Я маленький играющий гобой.                      Бурдонов Игорь

Я маленький играющий гобой.

По веткам яблонь прыгаю как зайчик.

И раздается под зеленою Луной

Мой переливчатый и серебристый вой,

Когда на клавишу жмет пальчик.

 

Беседуем с Гобоем.

-Да, так называют меня музыканты, — протянул инструмент певучим, томным голосом, а в голосе всю свою натуру музыкальную обнаружил..
Может, имя его тоже что-то интересное скрывает? Ведь у музыкальных инструментов имена, вроде кличек или прозвищ, за какую-то приметную черту даются.

— Знаете, — говорю осторожно, — любопытные имена у вашего брата инструмента встречаются. . .
— Бывает, — пропел Гобой. — Лично мое имя от французов пошло, означает высокое дерево.
— Странно, — говорю, — уж на дерево вы ни ростом, ни цветом, ни запахом не похожи.
— Ничего тут странного не вижу, — мягко возразил Гобой. — Высокое, потому что голос мой довольно высокий в сравнении с другими инструментами. А дерево, потому что я к роду Деревянных духовых инструментов принадлежу. Как Флейта, к примеру, или Кларнет. Да что в имени моем? Говорят ведь: не имя красит. Хотите, — вдруг предложил он, — зовите меня запросто Дудкой, а можно и Свирелью. Я, признаться, из самых простых вышел.

И Гобой поведал свою историю. Оказывается, он один из древнейших инструментов на земле. Откуда он взялся? Из тростинки, из ветки бузины с выскобленной сердцевиной, из полой косточки животного — из всего, что трубчатый вид могло иметь. В трубке — дырочки по всей длине, чтобы звуки разной высоты получались. А самое замечательное — пищик, приспособление, куда воздух вдувается. Такие инструменты с пищиком испокон веков и по сей день почти у всех народов встречаются. И современный «ученый» Гобой, тот, что мы слышим и видим в оркестре, похож на самую простенькую пастушескую Дудочку. Музыкант играет на Гобое, сжимая губами две камышовые пластинки, а между ними щель не шире зернышка.
Гобой был любимцем древних греков и древних римлян. Греки звали его Авлос, а римляне — Тибия. Ав-лос-Тибия украшал жизнь и пастухов, и воинов, и музыкантов. Сами боги покровительствовали этому инструменту, о чем слагались легенды и стихи. Иногда на древних изображениях мы видим музыканта, играющего на инструменте с двумя трубками. Это и есть Авлос.

Инструмент типа Гобоя у разных народов получал разные имена: у китайцев с о и а, у индусов н а г а-р а, у персов зурна, у немцев ш а л м а й, у русских свирель, жалейка.
Современный Гобой — это усовершенствованный, умудренный музыкальным опытом инструмент с красивым и сочным звуком.
— Я часто вот о чем размышляю, — задумчиво пропел Гобой,— почему это меня в симфоническом оркестре, в многоголосом обществе собратьев-инструментов, так тянет произнести что-нибудь на пастушеский лад — наивное и задушевное? Не потому ли, что в глубине своей души я всегда тоскую по далекому пастушескому детству?

Гобой на живописных полотнах:

«Танец нимф» (фрагмент), гобелен, 1687

 

Круппа Наталья. Аня и гобой
Музыкант, играющий на тибии. Этрусская фреска (фрагмент)

 

«Паспорт гобоя»  — файл для печати — загрузить

Паспорта других инструментов смотреть здесь.

 


Похожие записи:

2 комментария на «“Паспорт гобоя”»

  1. The improved AR assay used in the present study may provide a basis for more correct estimation of the AR content in an individual tumor emla cream and priligy tablets The aim of this study was to compare concentrations of IGF 1, IGF binding protein 1 IGF BP1, and IGF BP3 in patients with breast cancer n 14 with those seen in control subjects n 23 and to assess the effect of tamoxifen on IGF status in these patients

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверка *