Паспорт гуслей


Название: Гусли

Группа:струнные щипковые

Гусли

Происхождение: Первые достоверные упоминания об употреблении русских гуслей встречаются в византийских источниках V века. На гуслях играли герои эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Боян. Разновидностью гуслей является арфа. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (есть гипотеза, что именно она является предком гуслей).

Тембр: гусли «звончатые»

Способ звукоизвлечения: исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. На крыловидных гуслях (их также называют звончатыми) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны защипывают обеими руками. Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами.

Устройство: имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн.

Виртуозы-исполнители: Иван Самоваров, Павел Лукьянов, Егор Стрельников…

Этот инструмент появился на свет давным-давно. Он, подобно арфе, родился на свет из натянутой струны лука. Только изменялся он по-другому: струны стали натягивать не на раму, а на деревянную доску. Исполнитель-гусляр клал свой инструмент на колени и, перебирая струны, пел песни, сказывал былины.

Упоминания о гуслях часто встречаются в былинах и старинных русских сказках. В XVII веке появились другие, более совершенные гусли с большим количеством струн. Их назвали «столовыми» или, точнее, настольными. Это был прямоугольный инструмент, который ставили на стол или просто приделывали к нему ножки. Звук у него был сильнее и звонче. В наше время гусли используются в народных ансамблях.

Загадки:

Великий чех — герой седых веков —

И каратист — герой боевиков —

По вашей воле сложатся легко

В известный атрибут купца Садко.

(Гус + Ли = Гусли.)

Зинаида Дырченко

Что за гусли, что за струны:

Сказы, дайны, мифы, руны –

Все дошло через века.

Все о странах, все о жизни,

Все о матери – отчизне

Из такого далека!

О сраженьях и о мире,

То на кокле, то на лире

Под железный лязг щитов

Создавали и крушили,

Пряли, пели, хлеб растили

В вихре мчавшихся веков.

Люди с Севера и с Юга

Узнавали друг про друга

Через песню, через миф –

Кто руно искал златое,

Кто по Волге плыл с разбоем –

Свой рассказ и свой мотив.

А про наш, про век безумный

Так споют – порвутся струны

От надрыва и от слез…

Лишь бы в песнях не забыли,

Всем открыть красу России

В белых рощицах берёз.

Золотые Гусли

Я гусли беру золотые,
И песнь о свободе пою,
Чтоб слышали старцы седые,
И юноши песню мою.
Хочу я развеять струною,
Тяжелые сны о былом,
Чтоб песня, пропетая мною,
Дышала весенним теплом.
Пусть голос ее не смолкает,
Рождаясь на струнах тугих,
Октябрьскую новь прославляет
Певучее золото их.
И пусть эта вольная песня,
Владея душою певца,
Поднимется ввысь, к поднебесью,
Надеждою хлынет в сердца.
Знамена, что политы кровью,
Немеркнущим светом горят,
И песнь эту примет с любовью
Далекий товарищ и брат.
Над гуслями глаз не сомкну я,
И помня о горьких слезах,
Мне хочется радость живую
Зажечь и в сердцах и глазах.

Гусли Давида

Саул во гневе, вне себя Саул,
Свиреп и мрачен, яростно беснуясь.
Все силы зла в душе его проснулись,
Сам дьявол адским пламенем дохнул.

Покоя нет. Он мечется, кричит,
Как будто солнце и луна погасли.
К царю Саулу приглашён Давид.
Для исцеленья захватил он гусли.

Рукою струны перебрал пастух, —
Заговорили, зажурчали гусли.
Вода живая захлеснула слух
Потоками то радости, то грусти.

Казалось, сердце взяли из груди,
В родник целебный нежно окунули,
Родник от зноя сердце остудил,
Былую свежесть обновя в Сауле.

Казалось, укреплённая душа,
Как голубь легкокрылый, рвётся в небо,
Над головою крыльями шурша…
Саул больным как будто вовсе не был.

А юноша, ресницы опустив,
Ласкал и гладил, оживляя струны.
Струился в царских горницах мотив,
Каких ещё не слышал мир подлунный.

Плыла хвала Создателю миров,
Неслась река без берега и края.
Горела жертва музыки и слов,
Сердца благоуханьем наполняя.

Отпав от сердца, тьма бежала прочь.
Пиявки так боятся соли.
Так может людям музыка помочь
В часы отчаянья и боли.

Не палкой побеждают сатану.
Саулов меч тебе ненужен.
Ты в бой возьми поющую струну,
Она — прекрасное оружье.

© Бурчак Михаил
2005 г.

Гусли на живописных полотнах:

Максим Фаюстов. Боян. 2005 г.
Борис Ольшанский. Из тёмной глубины веков. 2003 г.
Юрий Сергеев. Слепой певец.
Franz von Defregger. The music lesson.
Emil Rau. The Music Lesson.
Елизавета Бём (Эндаурова). Азбука. Глаголь.
Николай Загорский. Давид играет на гуслях перед Саулом. 1873 г
А.И. Бутов. Мелодии Тойдемара. 1966 г.
Андрей Клименко. Гусли-самогуды.
Виктор Васнецов. Гусляры 1899 г.
Николай Фомин. Карельского кантеле звуки печальные
Виктор Васнецов. Баян 1910 г.

Форма гуслей с этой миниатюры соответствует инструменту, бытовавшему в те времена на Руси. Это, так называемые «шлемовидные» гусли. Форма их корпуса действительно, напоминает шлем. В дальнейшем форма плоской резонаторой коробки менялась. Появились гусли трапецивидной формы. Уменьшилось количество струн на инструменте, — изменилась и форма корпуса. Так появились гусли крыловидные.

Гусляр
Николай Богданов-Бельский. Юный музыкант
Александр Филиппов. Весенняя песня гусляра 2007 г.
Беатрис Мартин Видал. Юноша с гуслями

Но время изменяло этот древний инструмент. Его конструкция, форма корпуса, технология обработки дерева, лаки, декоративная отделка — все это уже давно вывело гусли из разряда архаичного, чисто народного инструмента, превратив его в сценический профессиональный инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.

Паспорта других инструментов смотреть здесь.

«Паспорт гуслей» — файл для печати — загрузить

 


 


Похожие записи:

6 комментариев на «“Паспорт гуслей”»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверка *