Название:Волынка
Группа: духовые
Родина: Хотя существование волынок на Британских островах до 14 века находится под вопросом, волынки вполне явно упоминаются в Кентерберийских рассказах, написанных около 1380 года.
Происхождение: Сведений об использовании волынок до Средних веков не обнаружено, но несколько текстовых и визуальных источников могут свидетельствовать о существовании античных форм волынки. Во втором веке нашей эры римский писатель и историк Светоний говорил о римском императоре Нероне как о музыканте, играющем на tibia utricularis (возможно, античной форме волынки).
Тембр: громогласные и протяжные звуки, которые придавали дополнительной храбрости и без того полным мужества и силы римским воинам.
Звукоизвлечение: Одна из этих трех трубок с боковыми отверстиями (чантер) и служит для наигрывания какой-либо мелодии, а другие две (бурдоны) — басовые, которые настраиваются между собой в чистую квинту. Бурдон подчёркивает остов октавного лада (ладового звукоряда), на основе которого сочиняется мелодия. Высота звучания бурдонных трубок может быть изменена посредством находящихся в них поршней.
Виртуозы: Наследие Вагантов — Тяжелый фолк-рок с волынками,
Музыка Радикум, Галина Беляева
Устройство: Представляет собой воздушный резервуар, который, обыкновенно, делается из телячьей или козьей шкуры, снятой целиком, в виде бурдюка, зашитой наглухо и снабженной сверху трубкой для наполнения меха воздухом, с прикрепленными снизу одной, двумя или тремя игральными язычковыми трубками, служащими для создания многоголосия.
Волынка: инструмент из глубины веков
Волынка относится к числу наиболее древних музыкальных инструментов человечества. Считается, что происхождением ее мир обязан Ближнему Востоку. С помощью волынки услаждали свой слух древние халдеи, ассирийцы, египтяне и греки. Имеются письменные свидетельства того, что своими громогласными и протяжными звуками волынка придавала дополнительной храбрости и без того полным мужества и силы римским воинам. Предполагается, что именно из Древнего Рима волынка во времена борьбы римлян с варварами перекочевала в Британию и далее в Шотландию, где и приобрела статус народного инструмента и, более того, стала национальным символом этой страны.
Заслуженным, пусть и меньшим признанием, чем в Шотландии, пользуется волынка и в других странах. Правда, и называется она там иначе. «Мюзет» – так называют аналог волынки во Франции, «лабанора дуда» – в Литве, «гудаствири» – в Грузии, «иллианпайп» – в Ирландии, «зампогна» – в Италии, «гайда» – в Болгарии. Существовала волынка и на территории нашей страны, где ее называли «дуда». Отметим, что у разных народов волынки различаются по таким параметрам, как материал, размер, количество игровых труб. Соответственно, тональность, звучание и тембр этих родственных по своей сути инструментов также отличаются друг от друга.
В основе принципа звучания волынки лежит монотонная гармония, сопровождающая голос. Такая форма исполнения музыки в буквальном смысле слова идет из глубины веков. Однако одного голоса, даже исполняющего прекрасную мелодию, как правило, не хватает. Для того чтобы музыкальное произведение воспринималось более живо, голосу требуется что-то дополняющее. Далеко не каждый музыкальный инструмент может дать музыканту такую возможность. Что касается волынки, то такой возможностью она как раз обладает, позволяя подключить к голосу один или несколько перманентных басов, называемых бурдонами.
Волынка начала завоевывать Европу в эпоху подъема общеевропейской культуры, связанного, прежде всего, с крестовыми походами и сопутствующими им, помимо горя и разрушений, которые они несли, расширением культурных горизонтов и обменом достижениями культуры различных народов. Но инструментом «для аристократов» королевских дворов Европы волынка так и не стала, оставаясь веками именно народным инструментом, спроектированным для громкого звучания на открытых пространствах, зовущим на жестокий бой и бесшабашный танец.
Увы, лидерство волынки как музыкального инструмента было недолгим. Западноевропейская музыка по мере своего развития дала серьезный тренд к усложнению звучания, совершенствованию музыкальной техники и инструментов. В такой ситуации волынка, обладавшая слишком ограниченными функциями и узким диапазоном звучания, была обречена на прозябание и постепенное умирание.
Однако далеко не везде были с этим согласны. Волынка, видимо, навсегда вошла в состав официальных инструментов военных оркестров англоязычных стран и постоянно звучит в ходе различных церемоний, проводимых в Великобритании. Серьезный импульс возвращения волынки в музыкальный обиход стал огромный интерес и мода на стиль «фолк», национальную музыку и танцы. Теперь ее снова можно услышать на фолк-фестивалях, концертах, свадьбах и вечеринках «старушки» Европы, а в таких странах, как Великобритания, Ирландия и Испания появляется все больше т.н. Pipe Bands – небольших оркестров национальных народных инструментов, где волынщик со своим инструментом все чаще играют центральную роль.
О популярности волынок
Волынки известны во многих странах. Во Франции она называется «мюзет», в Литве – «лабанора дуда», в Грузии – «гудаствири», в Ирландии – «uilleann pipe», в Италии – «зампогна», в Болгарии – «гайда». На сегодняшний день насчитывается около 30 разных видов волынок в Европе. У разных народов, волынки различаются материалом, размерами, количеством игровых труб и в зависимости от этого тональностью, звучанием и тембром.
Существовала волынка и на Руси, где у неё было и еще одно название – «дуда». На дуде играли скоморохи, сведения о чем содержатся в «Повести временных лет». Впрочем, до XIII века русские летописцы гораздо чаще именовали скомороха «игрец», «глумец», «гудец», «сопельник» или просто-напросто «волыночник».
Некоторые из видов волынок, информацию по которым Вы можете найти в разделе «Виды волынок»:
Шотландская горная волынка HighLand Bagpipe
Ирландская Uilleann Pipes
Галиссийская гайта
Болгарская гайда
Чешский козел
Русская волынка
Литовские лабанора дуда, дудмайшис
Французская «мюзет»
Грузинская «ствири» (гудаствири)
Эстонский «торупилль»
Аджарская волынка «чибони»
Молдавская и румынская волынка чимпой
Шабр (шапар) – чувашская волынка
Марийские разновидности – шувыр, шювыр, шуббер
Иду на зов играющей волынки
Иду на зов играющей волынки,
Чтоб ей помочь, прогнать из глаз слезу,
Найти для сердца новые тропинки,
Что приведут к счастливому концу.
В весёлом танце ей помогут скрипки
И вечер превратится сразу в ночь,
Костры взметнут искристые молитвы,
Душа в веселье прыгнет через топь.
Анна Ахматова стихи
И мальчик, что играет на волынке,
И девочка, что свой плетет венок,
И две в лесу скрестившихся тропинки,
И в дальнем поле дальний огонек,-
Я вижу все. Я все запоминаю,
Любовно-кротко в сердце берегу.
Лишь одного я никогда не знаю
И даже вспомнить больше не могу.
Последний волынщик.
Дедушка старый волынку терзает,
Он в этом деле большой виртуоз.
Авторов многих он изображает:
Как на волынке звучит Берлиоз!
Всё посвятивший единственной лире,
Мыслью печальной дедуля томим:
У молодёжи другие кумиры, –
Это искусство умрёт вместе с ним!
Сергей Визе
Волынка на живописных полотнах:
Волынка
Волынщик замолчал. Надрывно-горький звук
Умолк, но тишина надрывнее волынки.
Покой в её глазах, движенья тонких рук
И колыбель в углу, и пестрые косынки,
И жар под котелком, и вечер на дворе,
И золотой закат, как кот, слезает с крыши.
Волынщик мастерит лошадок детворе.
Уж лучше бы играл. Пускай она не слышит,
Когда, в почти совсем привычной тишине,
Сметая без следа её уют, столь шаткий,
Другой волынки звук объявит о войне.
В руках её детей останутся лошадки,
И маленький предмет, чей звук — в тревожных снах,
И не волынка, нет, но прерывает детство.
Волынщик, как ты строг! Она заглушит страх.
Сын поднесет к губам отцовское наследство.
Лидия Ивченко
2003 г.
Играет на волынке Валентин
Играет на волынке Валентин.
На улице, на городской играет.
На белом свете он совсем один,
А пенсия, поймите, небольшая.
И духовой любимый инструмент
Звучит легко, хозяину внимая.
Жаль, заработок только на обед:
Котлетку с кашей и стаканчик чая.
Но хмуриться не любит Валентин.
Бог пищу дал, какое это чудо!
Стоит волынщик, звуков господин.
Ему монетку дам и слушать буду.
Зинаида Маркина
2009 г.
Венедский волынщик
Играй, венедская волынка,
И правду людям расскажи,
Пускай кругом язык немецкий,
Славянский — дух моей души.
О битвах предков с их крестами,
О гибели, разброде и конце.
О том, что всё мы потеряли
И Радегаст погиб в огне.
Играй, играй, тревожа сердце
И собирай вокруг народ,
Чтоб даже дети вновь узнали,
Что сердце предков в них живёт.
Паспорта других инструментов смотреть здесь.
«Паспорт волынки» файл для печати — загрузить
3 комментария на «“Паспорт волынки”»
The prognosis of women with endometrial cancer is dictated primarily by the site of metastatic disease order cialis online I am up to 50 as of last echo
how to buy priligy im 16 years old Eligible patients with advanced solid tumor cancers received oral 10 to 30 mg ridaforolimus daily for 5 consecutive days per week combined with intravenous paclitaxel 175 mg m 2 and carboplatin area under the curve AUC 5 6 mg mL min in 3 week cycles
Besides, just how much T you need to sexually function as a male is debatable priligy walgreens warfarin can augmentin make you sleepy That s the way Tommy took off after he was told he was HIV positive, Holden added