Паспорт гармони

НазваниеГармонь (гармошка)

Группа: язычковый клавишно-пневматический

Родина: Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом. Однако есть и другие данные. Сами немцы считают гармонь русским изобретением, а согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника

Происхождение: Гармонь происходит из рода язычковых инструментов.Звук из них извлекается за счет колебания надрезных металлических язычков. Первая гармонь была бамбуковой и состояла из корпуса с прикрепленными к нему трубочками. Пустые внутри бамбуковые палочки имели круглые боковые отверстия, а внизу — металлические пластины с вырезанными язычками. Китайские мудрецы не скупились на шэны — так они называли свои бамбуковые гармошки — и пускали на язычковые пластины золото, серебро, медь. В IV веке до нашей эры бирмские и лаосские лушэны (и более поздние китайские шэны I века) принадлежали философу-учителю. Раскрывая ученикам тайны мира, он играл на гармонике. Видно, не случайно усовершенствованному шэну дали название гармоника (от греческого гармония — слаженность, соразмеренность).

Тембр: мягкий, глуховатый, можно сказать, «гнусавый» тембр.

Способ звукоизвлечения: гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты; гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов.

Устройство: Сердцем гармошки являются планки. Именно планки издают милые сердцу звуки. Планка — это металлическая рамка, на которой закреплен металлический язычок. Планки с помощью парафина крепятся в ряд на планочной рейке, которая в свою очередь установлена на городушках (целая система воздушных каналов подводящих воздух к планкам). К городушкам  воздух подается через клапаны

Виртуозы-исполнители: Иван Плешивцев, А.П. Устьянцев, Николай Иванович Белобородов

Это интересно

У ливенской гармошки меха были невероятно длинными. Такую гармошку можно было буквально обмотать вокруг себя, т.к. при полном растяжении меха ее длина достигала двух метров.

Интересная закономерность: если перевести руские слова «гармонь» и «баян» на иностранные языки, то на английский они переводятся, как accordion, на французский и испанский — accordeon, на немецкий и польский — akkordeon, то есть, как ни крути — аккордеон. Греки (ακορντεόν), голландцы (accordeon), ирландцы (cairdín) или латыши (akordeons) — тоже гармонь называют аккордеоном.
Но есть языки, которые предлагают, так сказать, однокоренные варианты хотя бы с гармонью — fisarmonica (итальянский), fizarmonikë (албанский), harmonika (датский), harmonikka (финский).
Ну, и совсем экзотично гармонь и баян называются, например, у норвежцев — trekkspill или у шведов — dragspel.

Неяркая, нерасписная гармошка известна не только службой древневосточным мудрецам. В начале ХХ века без нее не обходились выступления Федора Шаляпина и джаз Леонида Утесова. Максим Горький прекрасно играл на гармошке. Привел гармонь на большую сцену сам Петр Ильич Чайковский, впервые сделав ее солирующим инструментом большого оркестра. За рубежом гармонист до сих пор — профессия уважаемая и модная. Правда, русская гармоника в благополучной Европе, не знавшей российских финансовых кризисов и постоянных войн, быстро воплотилась в свою совершенную форму: аккордеон. Эдит Пиаф в пятидесятые с гордостью пела о своем возлюбленном: «Он — аккордеонист». У нас, напротив, гармони все больше становились символом «деревенской», низовой культуры.

На современной зарубежной эстраде гармонь участвует в композициях стиля «country». Сельско-фермерский шарм гармошки вызывает у европейцев и американцев искреннюю радость в предчувствии «отрывного» праздника. На Западе не отличают (во всяком случае, на уровне названий) кнопочный баян от клавишного аккордеона. В оркестрах может звучать как один, так и другой инструмент, но оба называются аккордеонами. И это при наличии собственных аккордеонистов-профессионалов. Все ж у гармошки — русская душа.

ИНСТРУМЕНТ С ДУШОЙ

Вопреки мнению, что гармонь — изобретение немецких мастеров, академику А. М. Миреку удалось доказать ее русское происхождение.
Впрочем, кустарные мастера — создатели гармошечки — мало задумывались о ее «паспортных данных». Она быстро стала русским национальным инструментом. Подкупила гармошка и звучным голосом, и простотой обучения игре, и своими «игрушечными» по тем временам размерами. Звук интереснее и сильнее, чем у какой-нибудь дудочки, а сама в десятки раз компактнее господской любимицы — «рояли».Умельцы работали над инструментом больше года: пока нужную древесину подберешь и просушишь до звонкости, пока все железные язычки выточишь… Более того, создавая гармонь, мастера приспосабливали ее к характеру народной музыки, который был распространен в той или иной местности.Москва, Екатеринбург, Саратов — не было в России уголка, где бы ни «болели» гармошкой. Инструменты продавались в каждом городе. А знаменитейшая ярмарка гармоник была в Нижнем Новгороде.

Баян — тоже изобретение русское.
В 1907 году его изготовил Петр Стерлигов. Сам мастер не хвастался, что придумал новый инструмент. А новой четырехрядной хроматической гармони дал имя знаменитого сказителя-музыканта Древней Руси Баяна. Это название унаследовали все инструменты такого типа. Клавиатура же, изобретенная мастером и разместившаяся на правой стороне инструмента, получила название системы Стерлигова.

ПОЧЕТ И «ПРИЛИЧЬЯ СТЯНУТЫЕ РАМКИ»

Что удивительно, за рубежом гармоники не имеют раздвижных мехов. Губная гармоника Христиана Бушмана, ставшая любимым инструментом немцев, английское концертино, привилегированные музыкальные шкатулки, а тем более, механическое пианино, «придуманное» американским инженером Э. Вотеем, — работают «по заданию» механизмов и металлических язычков. Исключения составляют «наследники по прямой» русской гармони: баян и аккордеон. Кроме них пневматическое устройство есть только у одного инструмента — фисгармонии. Она была изготовлена в Вене музыкальным мастером Антоном Хекелем, а приняла современный вид через 22 года — после «доработки» парижанином Александром Франсуа де Беном. Внешне фисгармонь напоминает фортепьяно, только внутри корпуса — меха (большие «легкие»). Вместе с производящими звук металлическими язычками они приводятся в движение педалями. Папа Римский Пий V благословил использовать в небольших костелах на католических мессах фисгармонь вместо органа. Может, потому, что новый инструмент, как и классический орган, тоже оказался «с душой»?

Мода на баяны и аккордеоны сейчас возвращается. И, как ни странно, через молодежную поп- и рок-музыку.

 

Загадки:

Инструмент привычный этот

С давних пор известен свету.

Только кнопочки ты тронь –

Запоёт легко … .

В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут ее?

 

У нее вся душа нараспашку,

И хоть пуговки есть — не рубашка,

Не индюшка, а надувается,

И не птица, а заливается.

 

Тут же сразу тянет нас

На частушки и на пляс,

Если весело Серёжка

Заиграет на…

 

Заливается трёхрядка,

И народ идёт вприсядку!

А трёхрядка неплоха –

Есть и кнопки, и меха.

И весёлые старушки

Под неё поют частушки!

 

Гармонь моя, гармоночики

На гармошку, на двухрядку я ромашку положу,
Веселее играй сегодня, гармонисту закажу.
Ох, гармонь моя, да, гармоночики,
Вот золочёные уголочеки.

Если бросишь меня, милый, ошибёшься, дорогой,
Хоть на личико некрасива, но характер золотой.
Ох, гармонь моя, да гармонь новая,
А я весёлая, да непутёвая.

Кудри вились, опустились, и ложились на плечо,
В озорного гармониста я влюбилась горячо.
Ох, гармонь моя, да гармонь новая,
А я весёлая, да непутёвая,

Русская народная песня

Одинокая гармонь

Снова замерло все до рассвета,
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь…
Только слышно — на улице где-то
Одинокая бродит гармонь.

То пойдет за поля, за ворота,
То обратно вернется опять,
Словно ищет в потемках кого-то
И не может никак отыскать.

Веет с поля ночная прохлада,
С яблонь цвет облетает густой…
Ты признайся, кого тебе надо,
Ты скажи, гармонист молодой!

Может, радость твоя недалеко,
Да не знает, ее ли ты ждешь…
Что ж ты бродишь всю ночь одиноко,
Что ж ты девушкам спать не даешь?

Михаил Исаковский

 

Гармонь

Какой же праздник без гармони?
Так не бывает на Руси!
Танцуют все: менты и кони,
И в лужах пляшут караси.

Какая пьянка без гармони
Какой загул, какой завод.
Гуляет Русь – гармошка стонет,
Душа танцует и поёт.

А два притопа, два прихлопа
И вся Америка ревёт,
Япона-мама и Европа
От печки с выходом идёт.

Как Русь гулять, никто не может,
С гармошкой плакать и рыдать.
И нету ничего дороже,
Чем всех любить и целовать.

Но обижать гармонь не стоит,
И в душу ей плевать нельзя.
Не то, как зверь она завоет,
Не то, заплачет, как дитя.

Давай, давай, гармонь, играй,
На всю Россию поливай!
Давай играй с притопочкой,
Затяжечкой, со стопочкой.

Песня из репертуара Вики Цыгановой

Гармонь-подруга

Убаюкает вьюга, укачает тайга,
И гармонь-подруга… детства берега.
Мама песню пела, колыбель качала,
И гармонь в деревне по ночам играла.

А потом — вокзалы, а потом — централы.
Рельсы, рельсы, рельсы, после — шпалы, шпалы.
А гармонь играла, и росла калина,
А ты, Мама, ждала у калитки сына.

Одинокий я, как гармонь моя,
И моя семья: Мама, ты и я.
Жизнь — совсем не мёд, но гармонь поёт.
А в судьбе — тайга, а на сердце — лёд.

Застывает кровь, память крутит вновь
Старое кино про мою любовь.
В мамином окошке всё горит огонь,
О тоске моей пусть поёт гармонь!

У ворот калина скоро зацветёт,
И растает снег, и растает лёд,
И в деревне нашей запоёт гармонь.
В Мамином окошке всё горит огонь…

Я вернусь к Вам, Мама, кончится мой срок.
Как скворец, устало, сяду на порог,
Обниму невинно, и уткнусь в ладонь…
Зацветёт калина, запоёт гармонь!..

Виктор Калина

 

Эй, Гармонь!

Эй, гармонь! Играй не майся, разворачивая трель,
И мехами раздувайся, чтобы было веселей.
Кнопочки твои живые, как весенняя капель,
Наполняют сердце песней наших рек, лесов, полей.

Балалаечка, струною разнеси по телу дрожь,
Ноги сами в лад с собою танец пишут невтерпёж.
И какой же без трёхструнной зажигательный напев!
Все, от мала до велика, песни вторят нараспев.

Ложки пляшут в чутких пальцах, выколачивая дробь,
И чечёточный мотивчик бьёт не в глаз, так значит в бровь.
Даже лапти, плоть от плоти деревянного комля,
Степ беззвучно отбивают на гуляньях смеха для.

Как же жить нам без жалейки, без ведра и топора,
На пиле сыграть сумеют от фольклора мастера.
Ну а разных бубнов звонких с колокольцами не счесть.
Эй, гармонь! Задай-ка жару, отдавая пляске честь.

А мы родом из России,
Она наша мать-земля.
Славим песни удалые
Про любовь и про тебя.

Илья МодестовЭй, Гармонь!

Эй, гармонь! Играй не майся, разворачивая трель,
И мехами раздувайся, чтобы было веселей.
Кнопочки твои живые, как весенняя капель,
Наполняют сердце песней наших рек, лесов, полей.

Балалаечка, струною разнеси по телу дрожь,
Ноги сами в лад с собою танец пишут невтерпёж.
И какой же без трёхструнной зажигательный напев!
Все, от мала до велика, песни вторят нараспев.

Ложки пляшут в чутких пальцах, выколачивая дробь,
И чечёточный мотивчик бьёт не в глаз, так значит в бровь.
Даже лапти, плоть от плоти деревянного комля,
Степ беззвучно отбивают на гуляньях смеха для.

Как же жить нам без жалейки, без ведра и топора,
На пиле сыграть сумеют от фольклора мастера.
Ну а разных бубнов звонких с колокольцами не счесть.
Эй, гармонь! Задай-ка жару, отдавая пляске честь.

А мы родом из России,
Она наша мать-земля.
Славим песни удалые
Про любовь и про тебя.

Илья Модестов

 

Русская гармошка

Ах, сколько песен спето о гармони,
Не сосчитать написанных стихов!
Ну как, скажите, душу не затронет
Коронный звук развёрнутых мехов!

Смех озорной заливистой тальянки,
Весёлой ливенки серебряный напев
» Цыганочку » дарили и » Смуглянку» ,
Своим дыханьем сердце отогрев.

Вздохнув, начнёт играть в тоскливой дрожи —
Сначала вступит плавно, не спеша…
Потом рванёт меха!….Мороз — по коже…
И развернётся русская душа!

То разойдётся, то слегка устанет,
Частушек дробь страданьями уймёт;
Трель развесёлой. озорной мотани
Душевных песен сменит хоровод…

Нет на Руси застолья без гармошки!
Какая свадьба — без её игры?
Звучит в стихах Есенина Серёжки
Живой напев её до сей поры.

Тот перелив — в деревне, и в столице,
На все лады — лишь только кнопки тронь!
Неправда, что она — из-за границы,
Она навеки — РУССКАЯ гармонь!

 

Гармонь на живописных полотнах:

Никита Сверчков. Гармонист. 1936 г.

 

Владимир Худобко. Гармонист 1998 г.
Ольга Калашникова. Гармонь и платок. 2006 г.
Светлана Новикова. Хохлома.
Norman Rockwell Music Lesson.
Eugenio Zampighi First Steps (Первые шаги).
Игорь Ребров. Охотничий натюрморт.
Г.И. Цейтлин. В свободную минуту.
Игорь Сидоров. Дедок.
Николай Устинов. Хоровод у елки.
Тамаз Брегвадзе. Музыканты.
Ramon Gaya El bodego n de la mandolina. 1927 г.
Оксана Рощина-Егорова. Мальчик-баянист.

 

Михаил Боскин. Без названия
Константин Коровин. Русская зима.
Giuseppe Magni. Le Prime Danze.
Morgan Weistling Pride and Joy 2011 г.
Morgan Weistling Pride and Joy 2011 г.
Gerda Tirén Midsummer Celebration.
Gerda Tirén Midsummer Celebration.

 

 

«Паспорт гармони» файл для печати —  загрузить

Паспорта других музыкальных инструментов здесь.

[related_posts_by_tax format=»thumbnails» image_size=»medium» title=»Похожие записи:» posts_per_page=»3″]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *