Группа: народный духовой язычковый
Происхождение: Первое упоминание дуды в старинных белорусских текстах относится к 15-му веку. До середины 20-го столетия дуда была самым распространённым инструментом и активно использовалась в белорусской народной музыке.
Способ звукоизвлечения: При игре дудар надувает мешок, нажимает на него локтем левой руки, воздух поступает в трубки и заставляет вибрировать язычки.
Тембр: имеет и бас, и баритон и играет разными голосами. Звучание сильное и резкое.
Устройство: Инструмент делали из шкуры козы. Представляет собой кожаный мешок с маленькой трубочкой-“соском” для наполнения его воздухом и несколькими игровыми трубками, которые имеют пищик с единичным язычком из камыша или гусиного (индюшиного) пера.
Виртуозы-исполнители: группы «Стары Ольса», “Лiтвiн-троль”, “Лiцвiнскi хмель”, дуэт Натальи и Дениса Сухих, Алесь Сурба, Тодор Кашкуревич
Зайграй жа мне, дударочку
1. Зайграй жа мне, дударочку,
А я патанцую.
Курка яйка мне знясе,
Табе падарую.
Тум-тум, тум-та, тум-та,
Табе падарую.
2. Зайграй жа мне, дударчку,
Як сам разумееш,
Зайграй жа мне , дударочку,
Тое, што умееш.
Тум, тум, тум-та, тум-та,
Тое, што умееш.
3. Як без дудкі, без дуды
Ходзяць ножкі не туды.
А як дуду пачуюсь,
Тум-тум, тум-та, тум-та,
Самі ножкі танцуюць.
Майстар і выканаўца А. У. Лось, в. Зарудзічы Смаргонскага раёна Гродзенскай вобласці. 1989 г. Дуда ўяўляе сабой скура-ны мех з некалькімі драўлянымі рознымі па прызначэнню труб-камі – для напаўнення яго паветрам, выканання мелодыі (“піра-бор” з 7 адтулінамі) і аднаго-двух бурдонаў. Пры ігры дудар націскае локцем на мех, паветра паступае у трубкі і прымушае вібрыраваць адзінарныя язычкі. Дуда-”весялуха”падыгрывала танцам (“Без музыкі, без дуды ходзяць ножкі не туды”), песням у час каляднага і валачобнага абрадаў, вяселляў, на ігрышчах, кірмашах, паказах батлейкі. Ігралі на інструменце сола і разам са скрыпкай ці цымбаламі. Амаль да канца XIX ст. дуда была вельмі папулярнай на Віцеб-шчыне; зрэдку сустракалася яна і ў 1-ай пал. XX ст. У наш час майстры ўсё часцей імкнуцца адрадзіць дуду, вярнуць яе ў му-зычны побыт беларусаў.
Ты играй, дуда
Анна Алферова
За рекой пастух стучит:
тук-тук-тук…
На свирели поиграй мне,
пастух.
Или дудочку возьми
и дуди,
А сокровище моё
не буди.
Поиграй в дуду, пастух,
поиграй,
Колыбельную мою
подпевай.
Пусть малышка до утра
крепко спит,
А дуда твоя тихонько
дудит.
Ты играй – ду-ди-ду-да –
за рекой.
Ты играй – ду-ди-ду-да –
далеко…
Поиграй ты для меня,
пастушок,
На дуде, а может быть,
во рожок.
На свирели заиграл
пастушок.
И запел, как соловей,
петушок.
Я пою над колыбелью:
«Бай-бай…
Спи, сокровище моё,
засыпай».
Дуда (волынка) на протяжении многих столетий была и остается самым мифологическим традиционным интрументом белорусов. Первое упоминание дуды в старинных белорусских текстах относится к 15-му веку. До середины 20-го столетия дуда была самым распространенным инструментом и активно использовалась в белорусской народной музыке.
И действительно, без дуды у нас не обходился ни один народный праздник. Сохранились сведения о том, что еще в дохристианские времена волынка занимала важное место в жизни белоруса. Инструмент делали из шкуры козы, которая приносилась в жертву на Коляды. После в этот день стали отмечать Рождество Христово, и языческая подоплека стерлась. А вот коза никуда не исчезла. Это животное до сих пор изображают шумные компании «колядующих». Что же касается волынки, изготовленной на Коляды, то «жила» она ровно год. Затем инструмент разбивали об дуб (священное дерево древних славян), после чего делали новую дуду.
Волынка сопровождала белоруса практически от рождения и до смерти. Голос ее звучал на свадьбах и во время сбора урожая, провожал войско князя на войну и встречал солдат, которые возвращались с победой.
Музыканта-дударя простые люди часто ассоциировали с языческим богом грозы Перуном. Так что этот человек был священной особой, жрецом, которого чтили в каждом доме.
— В 30-е годы прошлого века в республиках бывшего СССР для каждого народа выбирался самый традиционный инструмент. В Беларуси таким инструментом стала дуда. Белорусские дудари ездили представлять свою культуру на всесоюзные конкурсы и на сельскохозяйственную выставку в Париж.
Возрождение волынки-дуды началось только в конце 80-х годов прошлого века. Были проведены четыре международные фестиваля дударей, стали проходить мастер-классы игры на волынке для детей и молодежи. А в текущем году прошла первая международная конференция «Традиции и сохранение музыки волынки в Беларуси». Кроме того, волынку стали изучать в Белорусском государственном университете культуры. Сейчас постоянно растет количество мастеров и музыкантов, которые посвящают свою деятельность этому инструменту.
Печально, но белорусская дуда в 30-е годы минувшего столетия была исключена из списка основных народных инструментов, и долгое время об исполнителях и особенностях национальной школы игры на ней практически ничего не было известно. Однако благодаря усилиям энтузиастов — Алеся Лося, Тодора Кашкуревича, Владимира Пузыни, Виктора Кульпины — этот инструмент начал постепенно возвращаться к белорусским исполнителям и слушателям.
Первым этапом процесса стало исследование дударской традиции. Для этого необходимо было отправиться со специализированными экспедициями туда, где фольклористами было зафиксировано наибольшее количество упоминаний о дуде, — в северные районы Беларуси. Такие поездки совершили А. Лось и Т. Кашкуревич. Они записали воспоминания жителей сел Витебской области о тех дударях, которые еще в 40-50 годы играли на сельских танцах. Люди вспоминали их имена, рассказывали о репертуаре исполнителей… Весь материал фиксировался на видеокамеру и позже был использован для дальнейшей исследовательской деятельности.
Кроме этого, в Лепельском краеведческом музее обнаружился истинный “ковчег завета” для белорусских поклонников данного инструмента — точно датированный (по дате рождения владельца Ивана Мисько — 1877 год) и до сих пор идеально функционирующий инструмент прекрасной художественной работы, который сегодня признан эталоном национальной разновидности инструмента — белорусской дуды.
Образцами, которые послужили фундаментом для возрождения национальной исполнительской школы, стали нотные записи мелодий для дуды народного музыканта Г. Славчика, опубликованные фольклористами в одном из томов серии “Беларуская народная творчасць”, посвященном инструментальной музыке.
Исследователи выяснили, что на территории Беларуси бытовали три основных вида инструмента — однобурдонная, двухбурдонная дуды и дуда-матянка. Новые открытия вдохновили на дальнейшие поиски и эксперименты, в результате которых белорусская дуда производства местных мастеров пополнила инструментальный арсенал фолк-исполнителей, музыкальных групп медиевальной (средневековой) направленности, рок-исполнителей (группы Znich, Neuro Dubel), изучается в Белорусском государственном университете культуры и даже стала солирующим инструментом в Государственном академическом народном оркестре имени И. Жиновича.
Перечисленные выше факты стали основой для нового полнометражного документального фильма “Старыя iнструменты Беларусi” (режиссер Д. Сосновский), который недавно был показан белорусским зрителям. Эта лента, созданная для канала Discovery, рассказывает об истории и возвращении таких забытых инструментов, как лютня, лира, гусли, сурма. Также большое место в ней уделяется истории и возрождению белорусской дуды. С любовью к историческому прошлому Родины, ее традициям мастера народных инструментов и музыканты А. Лось и Т. Кашкуревич повествуют об итогах своей многолетней исследовательской и практической работы. И эти результаты впечатляют: возрожденные белорусские дуды отличаются ни на что не похожим тембром, экспрессивным звуком, необычайными исполнительскими возможностями и оригинальным внешним видом.
Дуда на живописных полотнах:
Паспорта других инструментов смотреть здесь.
«Паспорт дуды» – файл для печати– загрузить